GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Группа компаний «Випойл» инициирует строительство в регионе первого российского завода по производству этанола

Для того чтобы читатели могли судить о важности этого проекта, необходимо сделать небольшой экскурс в историю и вспомнить азы органической химии. Биоэтанол или просто этанол – ни что иное, как известный уже человечеству тысячи лет этиловый спирт. Сегодняшние технологии позволяют производить его из всевозможного сырья – зерна пшеницы и кукурузы, картофеля, сахарного тростника, древесины и травянистых отходов, органического мусора. В общем, из того, что сегодня называют биомассой и что постоянно возникает на земле и накапливается в огромных количествах. В отличие от ископаемых – нефти, газа и угля, запасы которых со временем только тают.

Современные технологии позволяют получать около 300 кг этанола из тонны зерна. Из сахарного тростника выход спирта еще выше. При изменении сырья требуется несколько менять технологию и затрачивать другое количество энергии. Именно потому спирт, в принципе, ничем не отличающийся по качеству от «пшеничного» или «кукурузного», может быть получен и из опилок и веток деревьев. Но производство его будет дороже из-за усложнения технологии.

До недавнего времени производимый в мире этанол использовался для производства алкогольных напитков. И лишь незначительная его часть шла на технические нужды – в химии, нефтехимии, фармацевтике, производстве парфюмерных и косметических средств.

А автомобили ездили на бензине. Хотя так было не всегда. Мотор первого американского автомобиля мог работать только на спирте. Первый серийный форд – «жестянка Лиззи» мог использовать и этанол, и бензин, и смеси этих двух видов топлива. Потом начались ценовые «войны» между этанолом и бензином. Они закончились в США в 1937 году полной победой продукта нефтепереработки.

Однако про этанол не забывали. В военные и послевоенные годы в разных странах его пытались использовать в смеси с бензином, сначала чтобы ослабить зависимость от поставщиков нефти, а потом с целью уменьшения вреда, наносимого окружающей среде выхлопами двигателей внутреннего сгорания.

Особенность этанола (и его смеси с бензином) в том, что он обогащает топливо кислородом и обеспечивает более полное его сгорание. При этом растет температура газов в двигателе и их температура, а значит, повышается мощность. Если выхлоп бензинового двигателя содержит угарный газ и несгоревшие частицы углерода, то выхлоп спиртового – углекислоту, которая усваивается растениями и снова превращается в сырье для производства этанола.

Первой страной, в полной мере ощутившей, что такое смог от выхлопов автомобилей, стали США. И потому использование спиртово-бензиновых смесей для общественного транспорта в зимний период в крупных городах там стало обязательным в 90-х годах прошлого века. А машины с дизельными двигателями стали потреблять биодизельное топливо, получаемое из растительного масла.

В Америке с 1997 года стали массово выпускать автомобили, рассчитанные на использование бензино-этанолового топлива. Новый всплеск интереса к такому топливу возник в 2004 году, когда цены на нефть на мировом рынке выросли на 80%, цены на бензин в США – на 30%, а на дизтопливо – на 50%. В этом году американские компании произвели рекордное количество этанола из кукурузы, значительную часть которой стали выращивать специально для этой цели.

Благодаря использованию этанола в качестве топлива США экономят ежегодно $ 1,5 млрд за счет отказа от импорта части нефтепродуктов. Объем продажи «газохолла» (смесь 90% бензина и 10% этанола) составляет в Америке 12% от общего объема продажи бензина. Оптовая цена этанола, производимого из кукурузы, составляет сегодня в США $ 44 за баррель.

Больших успехов в использовании этанола в виде моторного топлива достигла Бразилия. В Бразилии спирт из сахарного тростника обеспечивает до 30% потребности в автомобильном топливе. Идет процесс наращивания его выпуска и в странах Европы, и в Китае. Из ближайших соседей России наибольший интерес к биотопливу проявляют Украина и Польша.

За последнюю четверть века производство этанола в мире выросло в 8 раз (с 4,3 млн литров в 1980 году до 32,6 млн. в 2004 году). Специалисты прогнозируют, что к 2010 году из биомассы будет изготавливаться примерно 10% всего моторного топлива, а к 2020 году – не менее 20%.

В последние годы в Волгоградской области и в других производящих зерно регионах России сложилась ситуация, которая может подтолкнуть и россиян к началу производства топливного этанола. Из 4 млн т зерна, которые, как минимум, соберет в этом году Волгоградская область, большую часть составит фуражная пшеница. Ее сбыт, в отличие от сбыта высококачественного продовольственного зерна, представляет большие проблемы. Цены на нее настолько низки, что не компенсируют затрат крестьян на горючее для сельхозмашин.

В таком же положении оказались и некоторые другие российские регионы. В СМИ появились сообщения о том, что крестьяне Кубани угрожают сжечь часть урожая пшеницы, так как продать выращенное зерно они могут только за бесценок.

До недавних пор в России – одном из главных поставщиков нефти на мировой рынок, ничего не было слышно о возможном производстве моторного биотоплива из зерна. Да и вообще, сама мысль о таком использовании продуктов труда земледельцев многим казалась кощунственной.

Однако и в России сегодня идея использования произведенного из зерна биоэтанола в виде добавки к моторному топливу находит все больше сторонников. Не случайно инициатором строительства в Волгоградской области завода по производству биоэтанола выступила группа компаний «ВИПОЙЛ». Среди ее предприятий есть и те, что занимаются реализацией нефтепродуктов, и те, что заняты сельскохозяйственным производством.

На площади около 70 000 га они выращивают зерновые и другие культуры и много внимания уделяют поиску путей повышения рентабельности производства. Результатом таких поисков и стала идея глубокой переработки зерна.

Продуктами такой переработки должны стать биоэтанол, а также сухая клейковина (используется в хлебопекаренной, мясоперерабатывающей и др. отраслях промышленности), крахмалопродукты, глюкоза, фруктоза и сухая барда. Значительная доля крахмалов, фруктозы и глюкозы, используемых при производстве кондитерских изделий, мороженого, майонеза, кетчупа, ввозится сегодня из-за рубежа. А используемая российской промышленностью клейковина целиком импортная.

Сухая барда – основной побочный продукт, получаемый при производстве этанола. Это отличный корм для животных и птицы, богатый протеинами, витаминами, минеральными веществами и микроэлементами. Ее использование в животноводстве дает большую экономию зернофуража и обеспечивает значительные привесы.

Но главный продукт – это, конечно, биоэтанол. Даже его пятипроцентная добавка к бензину позволит снизить выбросы оксида углерода на 32,5% и несгоревшего углерода – на 14,5%. При этом повышается октановое число бензина. И, конечно, бензина становится больше – на 5%. Использование такой топливной смеси не требует модификации автомобильных двигателей и оборудования на АЗС.

Группа «ВИПОЙЛ» предлагает построить завод по производству этанола в непосредственной близости от одного из крупных элеваторов области. Планируются следующие параметры производства: потребление зерна – около 200 тысяч т. в год; выход биоэтанола – 60,5 тысяч т, сухой барды – 64,6 тысяч т, углекислоты – 30,5 тысяч т.

Потребителями биоэтанола могут стать расположенные на расстоянии до 400-500 км нефтеперерабатывающие заводы – Астраханский, Саратовский и, разумеется, Волгоградский. Потребность же этих заводов в этаноле завод будет удовлетворять примерно на 60%.

Специалисты холдинга «ВИПОЙЛ» оценивают необходимые для создания завода капитальные затраты в $ 78 млн. При этом срок окупаемости затрат будет около 7 лет (с учетом срока строительства – 2,5 года).

Для обеспечения завода сырьем достаточно использовать 100 тысяч га посевных площадей при средней рассчетной урожайности зерновых 20 ц с га. Важно, что использование зерна для производства этанола может изменить к лучшему ситуацию на региональном рынке. Когда завод заработает, у крестьян появится стимул к увеличению производства пшеницы и других зерновых культур.

Конечно, сегодня существует немало проблем, нерешенность которых препятствует широкому использованию биоэтанола как добавки к бензину. Во-первых, надо заинтересовать нефтепереработчиков в использовании спирта, для чего потребуется снижение соответствующих акцизов.

Во-вторых, потребуется государственная поддержка тех сельхозтоваропроизводителей, которые будут выращивать зерновые для последующей их переработки в биоэтанол. В-третьих, понадобятся меры по стимулированию использования новых топливных смесей на автомобильном транспорте. В частности, поддержку должны получить автопроизводители и те, кто это топливо будет продавать.

Господдержка помогла расширить производство и использование биоэтанола в США – там государством списывалось до 90% расходов на строительство спиртозаводов с налогооблагаемой базы, федеральные агентства брали на себя обязательства по приобретению львиной доли производимого спирта, а фермеры за последние 10 лет получили $ 7 млрд правительственных дотаций на выращивание кукурузы, используемой для производства спирта.

Если российский бизнес и крестьяне получат от государства хотя бы небольшую часть того, что получили их американские коллеги, дело пойдет, и в России появятся свои «спиртоходы».



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования