GISMETEO: Погода по г.Волгоград
За Угон Автомобиля В Узбекистане Дают Пять Лет

Работаю в Волгограде более года. Разумеется, за это время успел повидать и хорошее, и не очень. Поэтому сегодня мне есть о чем рассказать, сравнить здешний уклад жизни с традиционным на Востоке.

<br> <h2 class=h>РОДИНА “УЗДЭУ” </h2>

Таковой стала Ферганская долина и мой родной город Асака, что в Андижанской области. В Средней Азии эту долину всегда считали золотой. Здесь возделывается буквально каждый клочок земли. В семидесятые годы распахивали под хлопок даже сельские улицы. И хотя с беспределом покончено давно, в душе у многих остался горький осадок.

Очень удивился, когда узнал, что в Палласовском районе Волгоградской области ведутся работы по хлопководству. Впрочем, было бы вдоволь солнца, а воды для поливного земледелия здесь предостаточно. Кстати, в Узбекистане освоен новый способ выращивания этой культуры, который очень пригодился бы здесь. Речь идет о методе подпленочного посева хлопчатника. Подобные технологии помогают ему созревать на месяц раньше обычного срока. Поэтому сбор урожая можно начинать уже с 20-х чисел августа. Подобное “ноу-хау” сохранило бы и вам миллионы рублей.

Теперь Ферганская долина – это не только земля бескрайних полей тонковолокнистого хлопка и фруктовых садов, но и мощный индустриальный регион. В конце 80-х из-за массовой безработицы и ужасающей нищеты здесь произошли чудовищные трагические события, всколыхнувшие весь Союз. Поэтому именно здесь в начале 90-х было решено создать совместно с южнокорейской корпорацией “DAEWOO” мощный завод по сборке машин.

Автогигант построили за восемнадцать месяцев. Его производительность – 200000 автомобилей в год. Не только легковых, как “Нексия”, но и микроавтобусов и грузовых автомобилей. Параллельно с ним возвели и корпуса заводов-сателлитов в различных городах региона. Машины собирают пока на 50% из отечественных материалов, но, как говорится, с “нуля и до ключа”. Уникальный сварочный цех. Он полностью во власти 120 швейцарских роботов фирмы “АВВ”. В покрасочной – стерильная чистота операционной. Поэтому автомобили СП “УзДЭУавто” по качеству, комфортности и дизайну ничем не отличаются от южнокорейских или японских собратьев. Разве что дешевле их. Именно машины этого предприятия мне выпала честь представлять сегодня в вашем замечательном регионе.

В Волгограде проживает немало людей, кто ранее был связан с Узбекистаном. Есть среди них и мои друзья. Думаю, что многим хотелось бы узнать как можно больше о нынешнем дне республики, о жизни своих соотечественников, оставшихся там. Постараюсь не утомлять читателей скучной и безликой информацией. Только о главном.

<br> <h2 class=h>ДОРОГИ </h2>

Это то, с чего началась наглядная независимость республики. Реконструированы основные дорожные артерии Узбекистана. Процесс этот никогда не затихает. Стабильность развития экономики во многом предопределяет количество и качество дорог. За них-то и взялись, ведь и будущему потоку первоклассных машин из СП “УзДЭУавто” надо было тоже где-то “рулить”.

Новые трассы помогли сократить расстояния. К примеру, дорога из Ташкента в Ферганскую долину стала теперь длиной в 360 километров. Отпала надобность петлять через Таджикистан. А все благодаря пробитым в скальных породах на перевале Камчик двух уникальных тоннелей длиной в 700 и 1100 метров. Кстати, об этом неприступном месте хорошо знали еще в эпоху караванов, неспешно шедших по Великому шелковому пути. Параллельно здесь шло возведение и антиселевых укреплений. Мощный пятикилометровый пояс из специального бетона надежно укрепил трассу от горной стихии.

<br> <h2 class=h>ТРАНСПОРТ </h2>

Самарканд стал кузницей по выпуску отечественных автобусов для городских и междугородных маршрутов. Точнее, СП “СамКочавто”. Здесь, кстати, готовят и технику для коммунальных служб республики. Презентация завода прошла семь лет назад. Построили его турки, помогали специалисты из Германии, Англии, Японии и т.д.

Зарубежные страны помогли нам укомплектовать и пополнить троллейбусный и трамвайный парки. Рад за волгоградцев, сумевших без участия западных капиталов наладить производство собственных троллейбусов и вести должный ремонт трамваев.

Большое внимание уделяется и развитию авиации. Как вы знаете, на Ташкентском авиационном предприятии им В.П. Чкалова до сих пор выпускают знаменитые военно-транспортные самолеты “Ил-76”. Здесь же собирают и новый пассажирский “Ил-114”. Завод носит имя легендарного летчика не спроста. Дело в том, что Валерий Павлович был первым шефом-пилотом этого предприятия. В Ташкент завод эвакуировали в Великую Отечественную.

Наряду с отечественной авиатехникой самолетный парк республики пополняется и западной. В основном, американскими “боингами” и европейскими аэробусами. Столичный аэропорт способен принимать воздушные суда любого класса, а расположение Ташкента в середине большинства межконтинентальных авиатрасс из Европы в Азию, особенно в юго-восточном направлении, делают его незаменимым. Естественно, ежегодно возрастает и грузопоток, и количество пассажиров.

<br> <h2 class=h>ТУРИЗМ </h2>

Красоты Востока стремились увидеть всегда. А в наши дни – тем более. Не зря ваш президент Владимир Путин во время недавнего визита начал знакомство с Узбекистаном именно с древней его столицы – Самарканда. Городу более 2500 лет. Это настоящий музей под открытым небом. Его многочисленные историко-архитектурные памятники взяты под охрану ЮНЕСКО.

Кстати, именно здесь, в знаменитом комплексе древнего зодчества “Регистан”, находится усыпальница тимуридов и гробница самого Тамерлана. Последний раз ее вскрывали в ночь с 21 на 22 июня 1941 года. Московские археологи не обратили тогда внимания на пророческую надпись на надгробии плиты. Арабской вязь гласила, что в день, когда будет вскрыта (осквернена) могила Амира Тимура, на земле разразится величайшая война. Это неправдоподобно, но это факт. И фотографии с места той раскопки, и сама каменная табличка-предупреждение до сих пор покоятся в мавзолее легендарного полководца. Его имя теперь носит самый большой столичный сквер (раньше он назывался имени Октябрьской революции).

В Самарканде расположена и знаменитая обсерватория, которую построил Улугбек. Он был не только любимым внуком Тамерлана, а позже и правителем Мараканды (старое название города), но и величайшим ученым и астрономом древности. И сегодня поражает точность, с которой он вычислил параметры орбит планет и других небесных тел. Сорокаметровый (!) мраморный секстант, круг и горизонт до сих пор служат исправно. Трехэтажная обсерватория была разрушена мракобесами сразу же после убийства Улугбека. Лишь через 459 лет, в 1908 году, ее обнаружит русский археолог В.Л. Вяткин. Имена таких людей всегда чтят на Востоке.

Кстати, коллега Улугбека – газнийский астроном и математик Бируни (его полное имя Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль Бируни), живший, правда, еще в X веке, впервые высказал мысль, что Земля имеет гелеоцентрическую орбиту. Это за 500 лет до Николая Коперника! Об этом он написал в своем знаменитом многотомном труде “Канон Мас”уда”. Факт малоизвестен, но, как говорится, слов из песни не выбросишь.

Самарканд по посещаемости туристами – второй город после столицы. На третьем месте – Бухара со своей знаменитой мечетью Калян, крепостью Арк и единственным в мире памятником ходже Насреддину. В этом городе, кстати, сохранились даже улочки, по которым торопился к своим больным легендарный Абу Али ибн Сино (Авицена). Недалеко от Бухары есть и его мавзолей. Прекрасны и другие города Узбекистана: Хорезм, Хива, Ургенч, Коканд.

К сожалению, туристы и путешественники из России теперь здесь гости редкие. Чаще имеешь дело с японцами, американцами, китайцами, немцами и т.д. Хотя для активного туризма в республике создается много: от прекрасных горных дорог и пятизвездочных отелей до использования русского языка как языка межнационального общения. Это давно возведено в ранг государственной политики.

<br> <h2 class=h>ТАШКЕНТ </h2>

Ему уже более двух тысячелетий. Сегодня этот город – грандиозная стройка. После страшного землетрясения 26 апреля 1966 года столица фактически была отстроена заново. В этом он полностью повторил судьбу Сталинграда. Сегодня все старое, отжившее безжалостно сносится. Идет генеральная реконструкция районов Ташкента. Город растет вверх, еще шире становятся его проспекты и площади. Если вы отсутствовали здесь хотя бы три месяца, боюсь, что не сразу узнаете свой район: так стремительно все меняется. Он чем-то становится похожим на Сингапур или Гонконг, но со своими “туранскими” очертаниями.

Кроме жилья, в столице возводится и много спортивных сооружений. Этот “уклон” ощущается везде: и в повсеместных школах олимпийского резерва, и в часто проводимых здесь мировых чемпионатах по различным видам спорта, и в настрое руководства республики оздоровить нацию.

Ташкент стал первым городом в Средней Азии и третьим на континенте, где был построен Диснейленд и огромный аквапарк. Страна чудес разместилась в уютном и живописном парке Победы. Открытие состоялось шесть лет назад.

Восток, как известно, страна многодетных семей. Учитывая это, руководство Узбекистана проводит и соответственно свою жилищную политику. Каждая такая семья получает бесплатно землю под строительство дома. Республиканский национальный банк открыл специальную кредитную линию, без ограничений принимаются и целевые вклады по очень льготным ставкам. Только стройся! Хоть в городе, хоть на селе. Для сельчан к тому же введены и дополнительные блага.

<br> <h2 class=h>НАЦИЯ </h2>

Образ дехканина, взмахивающего своим кетменем, теперь остается в прошлом. Cтрана с богатейшей историей и древней культурой, к тому же щедро наделенная полезными ископаемыми почти всей таблицы Менделеева, может рассчитывать и на более яркий образ.

Набирают силу фермерские хозяйства. В Узбекистане переход на новый уклад жизни было сделать проще, чем в России, так как нация издревле считается торговой. Стоит сходить лишь на базар – и вы почувствуете этот дух. Именно на восточных рынках и принято торговаться даже по мелочам. Тем самым веками и ежедневно оттачивалось мастерство коммерции. В России же к этому лишь только привыкают.

Меняется время, меняется и психология людей. Частная собственность теперь в республике неприкосновенна. Разумеется, этот краеугольный камень стал фундаментом и для нового законодательства. Наказание за преступления против собственности ужесточилось. Например, за угон автомобиля в Узбекистане дают пять лет. За повторный человека могут приговорить к расстрелу. На первый взгляд, очень жестоко. Но теперь в республике проблемы с угонами автомобилей практически не существует. Машина с открытой дверцей и оставленным в замке зажигания ключом – обычная картина. Любителей “побаловаться до смерти” уже не встретишь. Поразительно, как быстро молодежь сумела это уяснить!

Республика – первый поставщик в Россию фруктов, бахчевых и бобовых. Кстати, в этом прибыльном деле задействованы и многие русские, оставшиеся там. Если раньше вектор их бизнеса был направлен в сторону Индокитая, то теперь наблюдается обратная картина – на север. Особенно много здесь людей, вновь вернувшихся из России. Видимо, новая российская действительность стала для них мощной встряской, заставившей быстро переквалифицироваться в предпринимателя.

А для деловых людей в республике создана масса льгот. Обогащай себя и страну! Особенно поощряется создание совместных предприятий(СП). Кстати, для них предусмотрено освобождение от налога на прибыль на семь лет. Этот срок может и продлеваться, все зависит от успехов предприятия. Большинству СП первой волны это время вновь продлили.

Разумней стала и налоговая политика. Отчетность – раз в год: февраль-март. Теперь дважды (в течение отчетного периода) в одно и тоже предприятие никогда не ступит нога проверяющего инспектора – запрещено законом. Все эти преобразования лишь улучшили предпринимательское дело. Когда тебе оказывают доверие, ты невольно и сам стараешься быть чище.

<br> <h2 class=h>БЫТ </h2>

На Востоке он быстро не меняется. Это как традиционный дастархан с пиалой горячего зеленого чая и душистой лепешкой. Проходят тысячелетия, а символы гостеприимства остаются почти изначальными. Пока не все живут богато, как хотелось. Но это дело будущего. А пока трудности сплачивают людей. По-прежнему здесь помогают всем миром: кому огород вскопать, кому крышу починить, а то и дом новый справить. Это называется “хашар”, вроде субботника, когда вся улица спешит помочь тебе. Все местные вопросы решает махалля – это общественный орган власти, в который избираются самые уважаемые и честные люди. Решения, принятые махаллинским комитетом, исполняются всеми. Можно, конечно, обратиться и в суд. Но что сделает он против общественного мнения? Уж лучше потерять богатство, чем честное имя.

По новым правилам, всем прибывающим в Узбекистан необходимо в трехдневный срок зарегистрироваться в местных органах внутренних дел.

Еще одно новшество: если раньше иностранец оплачивал в валюте буквально каждый свой шаг, то теперь он может это сделать в местных сумах. Один американский доллар здесь приравнен к 1000 сумам. И гласно, и не гласно. Вывозить из республики разрешено не более 1500 долларов, ввоз – без ограничений, в рамках законодательства.

Что касается цен, то картина следующая. Обычная лепешка здесь стоит 1,5 российских рубля. Аппетитнейший “патыр нон” – около трех, палочка шашлыка – 4–5 рублей, порция плова – 15. В Волгограде, увы, за такие деньги не пообедаешь. Здесь столько же стоит пара “вокзальных” пирожков.

Удивляет и то, что город, имеющий ряд мощных конфетных производств, не может наладить выпуск освежающего морса, так почитаемого и взрослыми, и детьми в Ташкенте. Квас есть и у нас, но больше уважают морс. Поллитровая кружка этого “красного лимонада” у нас стоит два рубля. На Волге климат тоже жаркий, и бочки с морсом были бы также нарасхват. Ведь и этот напиток– исконно русский.

Мои российские друзья в шутку замечают, что в Узбекистане лучше жить, а бизнесом заниматься выгоднее в России. Может быть, это и так. Но мне кажется, что выбор места для своего бизнеса – не панацея. Просто мы должны быть честными не только перед законом, но и перед людьми. Тогда у каждого все получится. И станет неважным, где хорошо жить.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования