GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Частная инициатива в ЖКХ все-таки пробивается

– Виктор Андреевич, чем стал для вашей фирмы 2003 год? Какие задачи удалось решить?

– Самое главное, что удалось сделать, – это организационная перестройка, сопровождающаяся коренным изменением отношения к делу у работников. Проведена специализация всех подразделений по видам работ. Они преобразованы в бригады, возглавляемые предпринимателями без образования юридического лица, которые сотрудничают с фирмой на принципах франчайзинга.

Специфика ЖКХ – каждодневная работа по “заявкам и жалобам”. Мало кто верил, что на таком рыночном сегменте, как оказание коммунальных услуг, из нашей затеи получится что-либо путное: ведь в бригады вошли бывшие слесари-сантехники, сварщики, кровельщики, дворники из ЖЭУ, которое работало здесь же, на Ангарском поселке. Из этой “смеси” предстояло создать бизнес-единицы, способные отрешиться от “собесовских” принципов и работать по-новому. А ведь получилось! Мы имеем теперь команды, которые отчетливо понимают миссию нашей организации и думают о деле, а не о “наваре”.

И все то, что мы затратили на обучение, формирование бригад, оформление документов и ломку менталитета, – все окупается! Теперь не только головная компания, а каждый предприниматель (оператор-франчайзи) ищет новую работу. Наши клиенты избавились от необходимости бегать по мелочам в “центральную контору” и решают вопросы по поддержанию в порядке своего жилья напрямую со своим “семейным” сантехником. Мастерские мы рассредоточили поквартально, обеспечив их максимальную близость к потребителям услуг.

Чтобы минимизировать потери времени, обеспечить оперативный обмен информацией, приобрели средства внутрикорпоративной связи, усовершенствовали систему транспортного обслуживания. Расходы на эти нововведения у нас не отнесены на муниципальный заказ (он и без того оплачивается скудно), а покрываются из дохода, полученного от коммерческой деятельности.

Люди обрели “экономическую свободу” – у них появилось желание работать в полную силу и возможность зарабатывать значительно больше, чем раньше; они освободились от мелочной опеки… Правда, отвечают они за результаты своей деятельности теперь и собственным имуществом.

Но не все смогли работать в новых условиях. Многие ушли “по состоянию здоровья”, “по собственному желанию”. Причем зачастую это были не самые худшие специалисты. Зато тех, кто выдержал год напряженного труда, теперь не узнать. Нам удалось создать новые условия труда и “вырубить” из сознания работников и понятие иждивенчества, и философию «Афонь».

Ныне члены каждой бригады квалифицированно оперируют такими вчера еще неизвестными для них понятиями, как план продаж, рентабельность услуг и работ… Люди научились совмещать обязательные работы по муниципальному заказу с оказанием коммерческих услуг. Никто у нас не застыл в ожидании – “сколько дадут” – все знают, что оплата зависит от инициативы и предприимчивости.

Потому мы сумели не только обеспечить качественными услугами жильцов обслуживаемых домов, но и включить в графики дополнительно работы по подготовке к зиме всех социально значимых объектов на нашей территории – школ, детсадов и др. Мы даже вышли в область: выиграв подрядный конкурс, начали работы в Суровикино.

Вот так мы и крутимся, в привычном для большинства предпринимателей ритме. Я считаю, что сегодня производительность труда наших работников примерно вдвое выше, чем в муниципальных ЖЭУ. У нас нет авралов и штурмовщины. Можно считать, что свое место в ЖКХ мы уже нашли.

– А что же делает для всех этих бригад ваше ООО? Какова его роль?

– Мы делаем все то, что обязаны делать, как головная компания, для обеспечения нормальной работы коллектива и развития бизнеса. За нами – финансирование работ и формирование портфеля заказов, решение вопросов с представителями властей и генеральным заказчиком – районным МУ ЖКХ, поставка материалов, обеспечение транспортом и связью…

Как и другие предприятия ЖКХ, мы получаем за оказанные услуги всего лишь около 49% от необходимого. Остальное надо “доставать”, а до получения – компенсировать за счет собственных ресурсов. Жильцы нам тоже не доплачивают – сегодня за ними долг в размере 2 млн. рублей. И с ними мы ведем работу: напоминаем о необходимости оплаты услуг, судимся.

Сейчас внедрили подомовой учет потребления воды и энергоносителей. Понятно, что в связи с планируемой реструктуризацией долгов, накопленных коммуналкой, муниципалитетам надо знать, где и по чьей вине возникают потери, что представляют собой в экономическом плане предприятия ЖКХ. По этой причине и возникли новые договорные отношения с ними.

В нашем плане – прямые договоры с расчетно-кассовым центром (РКЦ), который снабжает нас информацией о платежах и задолженностях клиентов. За МУ ЖКХ остались лишь контроль за качеством услуг и постановка задач по работе с населением. Все, что нужно для выполнения работ, наши подразделения имеют. Теперь можно оперативно решать вопросы со всеми работниками, на какой бы крыше они не сидели.

– Задачи первого этапа, насколько можно судить, вы считаете выполненными. Каковы ваши новые цели?

– Мы не забываем о том, что бизнес – это не благотворительность. Нельзя все время тратить свои деньги на выполнение работ, финансировать которые своевременно обязано государство. На реанимацию коммуналки, по оценке Госстроя, требуется около триллиона рублей. Где их взять, должно решать государство. Пока же ЖКХ остается царством “унитаризма”. А как расходуются деньги в муниципальных унитарных предприятиях, действующих “на правах хозяйственного ведения”, хорошо известно. Нам же нужна прибыль, и мы ее зарабатываем, выполняя работы по договорам.

Главная задача второго этапа у нас – увеличение объема работ, расширение зоны обслуживания. О том, что мы включаемся в работу по школам и детсадам, я уже говорил. Работаем мы и по общежитиям – это очень запущенные объекты.

Наращиваем объемы работ, выполняемых по договорам с жильцами отдельных квартир и частных домов. И здесь выходим за пределы своей зоны и предлагаем услуги во всех районах города. Причем часто выполняем работы по ремонту помещений, замене и установке оборудования с оплатой в рассрочку. На этом сегменте рынка мы вполне конкурентоспособны, поскольку в отличие от шабашников работаем быстро, выполняем работы качественно и недорого, даем гарантию на выполненные работы и обеспечиваем сервисные услуги.

Мы готовы и к выполнению заказов по капремонтам зданий и их реконструкции. Провели своими силами исследования целесообразности восстановления ветхого жилья и уплотнения застройки в отдельных микрорайонах нашей зоны обслуживания. Совместно со специалистами отдела эксплуатации жилья прорабатываем проект модернизации зданий общежитий.

Проблема в том, что просто выполнение капитального ремонта старых зданий зачастую нецелесообразно. Это будет лишь закапыванием в землю денег, которых городу так не хватает. У подобных зданий огромные теплопотери, частично разрушены элементы несущих конструкций, условия проживания в них оставляют желать лучшего. Какой тут капремонт?

Мы полагаем, что в таких случаях нужна реконструкция с изменением архитектурного облика домов и их эксплуатационных характеристик. При этом целесообразно надстраивать новые этажи и мансарды с использованием легких современных конструкций. Это приведет не только к восстановлению зданий, но и даст городу новые квадратные метры жилья, а значит, и деньги, которые можно будет использовать на реконструкцию других домов.

Подобная же ситуация и с крышами пятиэтажек. Их приходится бесконечно латать, а вкладываемые в ремонт деньги просто теряются. Если же на таких зданиях надстраивать мансарды, то можно и проблему с текущими крышами решить на очень долгий срок, и затраченные деньги вернуть.

Над реализацией этих идей мы работаем давно, но только теперь, похоже, наметились определенные подвижки. Мы надеемся с помощью администрации Дзержинского района добиться включения в план работ по реконструкции общежития и жилых домов на улице Ангарской.

Казалось бы, какое все эти планы имеют отношение к нашему подряду на техническое обслуживание и ремонт жилья? Устраняй себе течи, меняй лампочки в подъездах и подметай дворы. Но ведь имеет. И самое непосредственное. Именно по тем причинам, о которых я уже говорил, – в связи с нынешним состоянием жилищного фонда его реконструкция одновременно решает проблемы и ремонта, и строительства нового дешевого жилья. После этого уменьшатся и затраты на обслуживание жилья.

– Что вам мешает работать сегодня? Как вообще вы оцениваете ход коммунальной реформы?

– Многое мешает. О неполной оплате работ я уже говорил. В отношениях с муниципальными конторами дело порой доходит до абсурда. Вот недавно генеральный заказчик снял с меня 200 тысяч рублей якобы за неоказанные услуги. Между тем сам он должен нам более 5 млн. рублей. В результате подобной операции у меня отняли деньги, необходимые для обеспечения выполнения работ, поскольку жильцы не доплатят соответствующие суммы. И кому от этого будет лучше? Во всяком случае, не жильцам.

Что же касается хода реформы ЖКХ… Хочу процитировать председателя Госстроя РФ Николая Кошмана: “Есть отдельные категории руководителей, которым не нужно, чтобы реформа шла. Они нормально устроились, и их устраивает та форма, которая сложилась. Реформа будет закончена только тогда, когда в ЖКХ пойдет частный капитал. Он за неделю “вышибет” тех, кто работает по старинке, или заставит их работать по-новому”.

Думаю, что в отношении недели – сомнительно, но что “вышибет” – это точно. Если придет, разумеется. В этом плане у меня большие надежды на новую команду, которая пришла к управлению Волгоградом. Да и растущий интерес энергетиков и газовиков к проблемам ЖКХ – тоже хороший признак грядущих перемен.

Полагаю, что инвесторы понимают: потенциально этот сектор рынка может обеспечить высокую прибыль. В большинстве зарубежных стран компании, работающие в сфере ЖКХ, процветают. У нас пока условия для этого, по моему мнению, не созданы. Да и необходимая законодательная база слаба.

В наших жилконторах пока все спокойно: показатели отчетности, за редкими исключениями, на уровне; расчетные счета, как обычно, арестованы; долги по зарплате нарастают, хотя предприятия кое-что и получают на их погашение. Деятельность контор по-прежнему “финансируется” в части зарплаты и погашения долгов. О том, что зарплата должна быть заработана, – и речи нет.

У нас, в частном секторе, до спокойствия, как до Луны! Крутимся, как можем, работаем в режиме постоянного развития, да еще при убыточном муниципальном заказе. Назвать такие условия соблазнительными для потенциальных инвесторов будет большим преувеличением. Поэтому и не рвется сюда пока частный капитал. А мы выживаем только потому, что постоянно ищем самые выгодные направления для приложения наших ресурсов. Так что реальное реформирование ЖКХ у нас фактически и не начиналось.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования