GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Город решал стратегические задачи экономики

Прежде всего следует охарактеризовать общую ситуацию, сложившуюся в Волгограде. В последние годы горсовету приходится принимать не “бюджеты развития”, а “бюджеты выживания”. В этих условиях комитет по экономической политике вынужден решать, естественно, в основном локальные задачи. Увы, нынешнюю ситуацию трудно сравнивать с тем, что было еще, казалось бы, совсем недавно. Стоит напомнить о том, что до 1985 года на программы развития выделялось 75% всесоюзного бюджета, а на аналогичные программы Волгограда – до 50% городского бюджета. И даже в 90-е годы, несмотря на спад производства, положение сравнительно с нынешним было намного лучше: тогда доля Волгограда в консолидированном бюджете области колебалась от 33 до 43%, а на программы развития в середине 90-х годов направлялось до 30% городского бюджета.

Три года назад бюджет развития Волгограда уменьшился до 7%, а ныне он близок к нулю (если не считать того, что область дает городу по статусу областного центра). И это не мы сделали его таким – это нам его сделали. Мы установили бы его на уровне 30-40%, даже 50%, если бы нам справедливо отдавали ту часть налогов, которые собираются на территории Волгограда. Между тем для нормального существования любого города необходимо, чтобы “бюджет развития” составлял не менее 25% – это та критическая цифра, при которой город не умирает, а его хозяйство, хотя и не развивается, но поддерживается в надлежащем состоянии. Если средств выделяется меньше, тогда ветшают все инженерные коммуникации, происходят другие деструктивные процессы.

Тем не менее и на локальных, ограниченных направлениях комитет добивался существенных подвижек в достижении поистине стратегических для Волгограда целей.

Насколько это было возможно, мы старались подключать к решению волгоградских проблем структуры федерации и Южного федерального округа. Подготовленные комитетом программы, принятые горсоветом и мэрией, представлялись во все вышестоящие инстанции. От них получены положительные отклики на ряд наших предложений. Одно из них касалось, например, участия ЮФО в реконструкции очистных сооружений на острове Голодный. В 2003 году на эту цель городу было выделено около 15 миллионов рублей, какие-то средства поступят и в этом году.

Особое внимание комитетом по экономической политике совместно с горадминистрацией уделялось использованию средств, выделяемых в соответствии со статусом Волгограда. Хотя и довольно небольшие – около 350 миллионов рублей в год, – эти деньги позволяли городу, живущему в режиме выживания, осуществлять самые необходимые проекты в сфере капитального строительства, ремонта дорог. То есть иметь свой минимальный “бюджет развития”. Так, в прошлом году удалось наконец отремонтировать дорогу выше Третьей Продольной магистрали, благодаря этому появился прямой выход с Ангарского поселка на шоссе Авиаторов – немаловажный “плюс” для города. В 2004 году эти же средства будут направлены на строительство пешеходного тоннеля на Ельшанском разъезде и ремонт ряда городских мостов.

Другое стратегическое для города направление – реализация программы энергосбережения. В смете любого района приблизительно 60% – оплата энергоносителей. При этом вследствие крайней ветхости теплового хозяйства теряется до 50% тепла. То есть до 30% средств из смет районов мы тратим впустую, а могли бы их экономить. Это самый большой резерв экономии для города и региона. Один рубль, вложенный в проект экономии энергоносителей, позволяет в течение года сберечь, как минимум, два-три рубля бюджетных денег. В области это прекрасно понимают, поэтому уже несколько лет реализуют свою программу энергосбережения, однако из направляемых на нее средств ни копейки городу не дают. Как в этих условиях Волгоград может решить проблему сокращения потерь тепла? Очевидно, есть два пути: либо привлекать инвестиции, либо брать займы. Несколько лет назад проект реконструкции теплового хозяйства Краснооктябрьского района выиграл тендер Мирового банка реконструкции и развития. То есть банк дает кредит на очень льготных условиях, сроком на 17 лет. В прошлом году в рамках реализации проекта городу было поставлено оборудование на сумму около 2 млн долларов, при этом частичное софинансирование из городского бюджета составило приблизительно 10,4 млн рублей. Это тоже программа развития, но только осуществляемая в основном не за счет городского бюджета, а из иного источника. Частичное финансирование из городского бюджета обеспечивает лишь обслуживание долга и растаможку поступающего оборудования – на это идет приблизительно в пять раз меньше, чем поступает привлеченных денег. Было бы здорово, если бы на тех же условиях средства предоставлялись нам не Мировым банком, а бюджетом области: тогда проценты не уходили бы кредитору, а оставались внутри региона.

В ходе реализации областной программы энергосбережения в районах области очень много старых котельных закрыто, вместо них ныне используются мини-котельные. Почему бы, задают вопрос многие специалисты, и в Волгограде с его на 90% централизованным теплоснабжением не перейти на использование подобных “малюток”? Это гораздо выгоднее существующей практики, поскольку одна гигакалория от мини-котельной обходится почти в десять раз дешевле, чем от централизованной системы теплоснабжения. Но чтобы осуществить соответствующий переход в одном лишь Краснооктябрьском районе, нужно затратить сразу 150 миллионов долларов – это сравнимо с годовым бюджетом Волгограда. Таких денег никто не дает. Хорошо, по крайней мере, что на реконструкцию теплового хозяйства Краснооктябрьского района предоставят 11 миллионов долларов в течение 4 лет: это позволит закрыть самые большие “дыры”.

Другой резерв экономии связан с поступившими от инвесторов – это как частные, так и государственные энергетические компании, – предложениями о проведении модернизации горводоканала, направленной на уменьшение потребления электроэнергии для нужд водоснабжения. Здесь эффект в размере 2-4 миллионов рублей экономии в месяц может быть получен очень скоро, часть сэкономленных средств достанется инвестору в виде прибыли, но и предприятие получит выгоду. Аналогичные предложения делаются “Волгоградэлектротрансу”.

Еще одно актуальное направление развития города – реализация программы “Чистая питьевая вода”. Она предполагает модернизацию систем водоснабжения. Для решения этой задачи в масштабах всего областного центра потребовалось бы 300 миллионов долларов или 10 миллиардов рублей. Таких денег взять абсолютно негде. Но этого и не требуется, поскольку ежесуточно в Волгограде потребляется 1,5 миллиона тонн питьевой воды, а для физиологических нужд ее требуется 5 тысяч тонн, то есть в 300 раз меньше. Если же задаться целью обеспечить чистой питьевой водой не каждого жителя города, а каждого пятого – воспитанников дошкольных детских учреждений, школьников, пациентов больниц, всего приблизительно 200 тысяч человек, – то необходимые расходы уменьшаются до 26 миллионов рублей. Избрав этот более экономичный путь решения одной из важнейших задач развития города, мы привлекаем прежде всего федеральные деньги через Министерство природных ресурсов. А кроме того, вышли на Европейский союз, где надеемся получить необходимые средства в форме безвозвратных инвестиций. Первое отборочное “сито” мы успешно прошли. Установки для очистки питьевой воды уже смонтированы во всех 46 детских садах Краснооктябрьского района, имеются они также 30 детских садах других районов и ряде школ – в трех интернатах и одной общеобразовательной школе этого района. В ближайшее время они должны появиться и в других районах.

Другая, очень большая сфера забот комитета по экономической политике – поощрение развития реального сектора экономики. На самом деле положение города не так уж плохо, несмотря на то, что его бюджет развития близок к нулю. Дело в том, что бюджетная сфера составляет лишь 10% от доходов реального сектора экономики. Поэтому когда говорят, что “город не развивается, и мы все погибаем”, то это совсем не так, поскольку производство развивается, пусть с темпами 2, 3 или 4% в год. Возьмем для примера “Красный Октябрь”. Там в 1999 году по предложению комитета по экономической политике была организована зона экономического развития, и завод, который собирались порезать на металлолом (были тогда и такие призывы), попал из убыточных в прибыльные. И в результате количество выплавленной на нем стали увеличилось с 70 тысяч тонн в 1998 году до 400 тысяч в 2003 году. А в этом году ожидается дальнейший рост. Если в 1998 году на рубль готовой продукции завода приходилось 103 копейки затрат, то в январе 1999 года, сразу же после включения завода в зону экономического развития, стало приходиться уже только 98 копеек затрат – предприятие стало прибыльным. И в течение 10 месяцев на нем произошло удвоение объемов производства. Попутно была решена проблема задержки зарплаты.

За счет налоговых послаблений со стороны бюджета города и области, предусмотренных для зоны экономического развития, “Красный Октябрь” имел в 2002 году 40 миллионов рублей. Из них 24 миллиона пошло на пополнение оборотных средств, на 8 миллионов купили новую заливочную машину и на столько же провели ревизию и реконструкцию заводского энергетического хозяйства. Последнее означало выполнение предприятием условий, необходимых для выхода на федеральный оптовый рынок энергоносителей, что позволило получать их по более выгодным тарифам.

Благодаря созданию зон экономического развития в течение очень короткого периода, измеряемого несколькими месяцами, можно любое предприятие перевести из убыточных в прибыльные. Другой способ повышения рентабельности – увеличение объемов производства и реализации продукции – чрезвычайно затруднен в российских условиях из-за сложностей получения “длинных” льготных кредитов или инвестиций. А снижая затраты предприятия путем уменьшения налогов на точно рассчитанную величину, мы дали производству возможность даже без увеличения его объемов сразу пройти “точку безубыточности”. Это было достигнуто и на других волгоградских предприятиях, включенных в зоны экономического развития, – заводах ЖБИ-1 и “Аврора”. Причем на “Авроре” в течение последующих 12 месяцев произошло удвоение объемов производства. Создание в Волгограде трех зон экономического развития и возрождение благодаря этому трех волгоградских предприятий – это, пожалуй, важнейшие из успешно осуществленных инициатив, у истока которых был комитет по экономической политике горсовета.

В своем “активе” депутаты, работавшие в составе этого комитета, числят также успешное развитие табачной фабрики “Реемстма-Волга” благодаря привлечению инвестора, которому были предоставлены налоговые льготы. В итоге поступления налогов в бюджеты всех уровней с этого предприятия удалось увеличить с 2000 по 2002 год почти в 4 раза: с 350 миллионов рублей до 1 миллиарда 400 миллионов рублей. Немаловажно и то, что на этом предприятии работают 850 человек, получающих приличную зарплату, в 2,5 раза выше, чем в среднем по промышленности.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования