GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Волгоградская Область Пока Не Стала Меккой Для Туристов

Мы СТРЕМИМСЯ покинуть Волгоградскую область, а есть ли люди, выбирающие ее территорию, как место своего туризма? Задавшись этим вопросом, получив в Комитете по физической культуре и спорту администрации Волгоградской области последние статистические данные за 2002 г. (за 2003 г. они еще не обработаны), попытаемся составить более-менее реальную картину приема туристов родной областью.

С сожалением отмечаем, что в перестроечные и послеперестроечные годы туризм в нашем крае никак не был преуспевающей отраслью. К 1992 г. «советский» туризм и туризм вообще в области, фактически, перестал существовать. Область почти перестали посещать группы туристов, а в 1998 г. туриндустрия испытала такой спад, которого не было даже сразу после начала перестройки. Но, несмотря на столь плачевное состояние волгоградского турбизнеса, уже сезон 2000 показал, что отрасль в Волгоградской области все же выжила и продолжает функционировать. Кроме того, в настоящее время явно наблюдается устойчивая тенденция год от года усиливающегося притока туристов.

Например, по сводкам о размещенных в гостиницах Волгоградской области лицах, в 2002 область посетили свыше 230 тыс чел. Правда, среди них граждан, обслуженных по путевкам, то есть плановых туристов, было всего 4767 человек, или 2% от общего числа останавливающихся в гостиницах. Это немного, но на 5% больше, чем в предыдущем, 2001 и в 4,8 раза больше, чем в 2000 г. – прогресс налицо.

Откуда же и с какими целями к нам прибывают туристы? Изучая географию прибытий гостей, можно констатировать, что в основном это россияне – 96%, иностранцев значительно меньше: доля граждан ближнего зарубежья – 1,7%, дальнего – 2,3%. Такой низкий процент иностранцев, посещающих область, говорит о том, что наш регион находится еще практически вне арены приема международных туристов.

За последний год явно выросло число лиц, посещающих наш край, а в основном, это областной центр Волгоград, с чисто туристскими интересами. Цели своих поездок примерно треть всех россиян определяли как «досуг и отдых». Таких в 2002 г. было уже 71 тыс человек, или 31% от общего числа размещенных. Увеличение за год на 38% является весьма положительной тенденцией для нашей области и свидетельствует о росте ее популярности у туристов. Среди них 41% составляли дети в возрасте до 14 лет, то есть можно сделать вывод, что значительную долю туристов в Волгоградской области составляют группы школьников, посещающих регион в основном во время школьных каникул с экскурсионными целями.

Взрослые туристы посещают область преимущественно летом с рекреационной целью – пляжный туризм, и останавливаются на наших турбазах. Основные поставщики таких туристов – Москва и Санкт-Петербург. Именно москвичей и петербуржцев, а также жителей других северных областей России привлекают в Волгоградскую область теплый климат, пляжи, отличная рыбалка в водоемах Волго-Ахтубинской поймы.

Доля приезжающих из ближнего зарубежья с чисто туристскими целями, наоборот, уменьшилась за 2002, по сравнению с 2001, на 36%. Наши бывшие сограждане не находят рекреационные и экскурсионные ресурсы Волгоградской области достаточно привлекательными и посещать ее не стремятся. Зато значительна доля граждан СНГ, также как и россиян из других регионов, посещающих область с деловыми и профессиональными целями. Это вполне объяснимо, поскольку экономические и культурные связи Волгоградской области с государствами ближнего зарубежья и другими регионами России восстанавливаются и укрепляются.

При общем сокращении посещений области гражданами дальнего зарубежья проявляется четкая позитивная тенденция роста числа иностранцев, приезжающих в регион с исключительно туристскими целями – с 400 чел. в 2001 до 1500 тысяч в 2002, то есть рост в 3,8 раза. И ныне уже почти треть всех приезжающих иностранных граждан выбирают наш регион, как объект своих познавательных и рекреационных интересов. Это очень важный положительный фактор развития туризма в области. За ним стоит большая работа по продвижению волгоградского турпродукта на мировой рынок туристских услуг, проделанная в последние годы и администрацией области, и отдельными турфирмами. Значительно сократилась, но по-прежнему остается высокой (57%) доля иностранных граждан, посещающих область с деловыми целями. Здесь, к сожалению, наблюдается негативная тенденция сокращения абсолютного числа приезжающих с 4,9 тыс. в 2001 г. до 3 тыс. в 2002 г. Некоторое снижение международной деловой активности в экономике региона, о чем косвенно свидетельствуют эти цифры, неблагоприятный фактор функционирования хозяйственного механизма области.

Изучение географии приезжающих туристов из дальнего зарубежья приводит к выводу, что в основном это жители Германии, особенно выделяется город Кельн. Немцы приезжают к нам в составе круизного транзитного туризма на теплоходах по Волге, а также на немецкое кладбище в Россошках, где похоронены их родственники, что можно отнести к туризму по семейно-личным обстоятельствам. В Сарепту приезжают члены религиозной общины немцев-гернгутеров. Усилиями этой общины Сарепта и была основана. Приверженцы этого вероисповедания проявляют большой интерес к истории жизни и сохранению наследия своих единоверцев на волгоградской земле. Большой интерес вызывает у немецких туристов посещение в Иловле музея быта Донского казачества и знакомство с жизнью и традициями донских казаков.

Посещают Волгоградскую область и единичные туристы из США, Италии, Франции, прочих стран мира. Довольно распространен туризм «за невестами». Наши симпатичные волгоградские девушки, знакомясь, поначалу, с зарубежными женихами по переписке, приглашают потенциальных мужей к себе на родину, создавая определенный пласт туристов. Кстати, как правило, после личного знакомства невест увозят.

Практически нулевые значения числа российских и зарубежных туристов, размещенных в гостиничных предприятиях, приезжающих с целью лечения, к счастью, не свидетельствуют о полном отсутствии в области столь быстро развивающегося и популярного в мире бальнеологического или лечебного туризма. Люди, приезжающие в область с целью оздоровления, просто останавливаются не в гостиницах, а в специализированных лечебно-оздоровительных учреждениях: санаториях, пансионатах с лечением, домах отдыха. Здесь сухие цифры статистики демонстрируют весьма отрадную картину. В 2002 145 тыс человек лечились и отдыхали в лечебно-оздоровительных учреждениях области, что почти в 2 раза больше, по сравнению с 2001. Из них 73 тысячи лечились по путевкам, то есть составляли группу плановых туристов.

Суммировав все данные по приему туристов областью, мы получили общую цифру в 375 тыс человек, из которых плановых туристов, то есть приезжающих по турпутевкам было значительно меньше. Но, приплюсовав «диких» туристов и участников гостевого туризма, цифра турприбытий будет примерно такая же. Для Волгоградской области, с численностью населения в 2,6 млн чел. и с богатым набором рекреационных ресурсов различных видов, – пока совсем немного, но для послеперестроечных лет это самый высокий показатель.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования