GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Муниципальные выборы станут «битвой гигантов» – «ЕР» и КПРФ

Как отметил глава облизбиркома, за день до начала избирательного процесса в регионе еще не создана на муниципальном уровне нормативная база для его проведения. Избирательные комиссии муниципальных образований должны были определить схемы избирательных округов до 12 мая 2005 года. То есть «в срок не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в течение которого должны быть назначены выборы», в соответствии с законом «О выборах в органы местного самоуправления Волгоградской области». Однако не сделали этого по вполне основательной причине: избирательные комиссии муниципальных образований еще нигде в нашем регионе не созданы.

Впрочем, отсутствие избирательных комиссий муниципальных образований – еще полбеды, поскольку в принципе представительные органы муниципальных образований могут обратиться в облизбирком с ходатайствами о наделении функциями этих новых органов давно уже существующих территориальных избирательных комиссий.

Окончание на стр. 2

Более того, из 13 районов такие ходатайства, по словам Геннадия Шайхуллина, уже поступили, и их примеру, скорее всего, последует и большинство остальных районов. Только из двух районов – Киквидзенского и Ольховского – поступили вести о том, что там собираются-таки создавать муниципальные избирательные комиссии.

Более серьезная проблема – отсутствие на сегодня уставов муниципальных образований (кроме Алексеевского района, где он был принят, представлен в правовое управление администрации области и оттуда возвращен на доработку). А ведь именно в этих документах, в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должны быть определены порядок формирования, структура, полномочия, срок полномочий органов местного самоуправления, численность депутатов представительных органов местного самоуправления и т. п. Не касаясь возможной политической подоплеки такого промедления районных законодателей, Геннадий Шайхуллин обозначил крайний срок, до которого они должны наверстать упущенное – 10 июня, «выдав» при этом красноречивый аргумент: «Как самая замечательная женщина не сможет за несколько дней родить ребенка, так и мы».

И все-таки председатель облизбиркома выразил «глубокое убеждение в том, что выборы в органы местного самоуправления состоятся при любой политической и правовой погоде». Основанием для такого оптимизма явилось то обстоятельство, что в каждом из 491 муниципальных образований региона (в числе которых 33 муниципальных района, 421 сельское, 31 городское поселение и 6 городских округов) выборы органов различного уровня будут проводиться независимо от других выборов, с возможностью использования при этом разных нормативных баз. Так, в соответствии с областным законом «О выборах в органы местного самоуправления» «выборные должностные лица местного самоуправления избираются по мажоритарной системе относительного большинства, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования». То есть главы муниципальных образований в принципе могут быть избраны по этому закону и без муниципального устава. Еще одно основание для оптимизма – установленная законом довольно невысокая квота явки избирателей на муниципальные выборы для признания их состоявшимися: 20%.

Очевидно, интересны не столько процедурные вопросы, связанные с подготовкой и проведением избирательной кампании, сколько принципиальные: как пройдут выборы? Кто реально будет бороться на них? К каким изменениям в политической жизни региона они приведут? Отнюдь не «зацикливаясь» на этих вопросах, – напротив, скорее отстранясь от них, – Геннадий Шайхуллин высказал тем не менее некоторые любопытные суждения. Так, он выразил мнение о том, что на муниципальных выборах состав кандидатов (которых в общей сложности будет, как ожидается, около 10 тысяч) на 2/3 состав будет определен политическими партиями. В этой связи он призвал последние к корректности, дабы у нас предстоящие муниципальные выборы не оказались такими же, как уже прошедшие в Ростовской и Воронежской областях – «на порядок более грязными и агрессивными по сравнению с федеральными и региональными избирательными кампаниями». Сославшись на областное законодательство, Геннадий Шайхуллин заявил о том, что выдвижение кандидатов на муниципальные выборные должности по партийным спискам должно происходить по решениям региональных партийных конференций, на которые необходимо пригласить представителей избирательных комиссий, иначе эти решения окажутся нелегитимными.

Председатель облизбиркома обронил многозначительное замечание о том, что не все партии обладают в нашем регионе «раскрученным брендом». А поскольку в глубинке таковой реально имеется лишь у КПРФ и «Единой России», понятно, что основную борьбу за голоса избирателей поведут именно они. Как можно оценить возможности других политических сил провести своих кандидатов в муниципальные органы? В ответ на этот вопрос «единоросс» Геннадий Шайхуллин заявил, что не может давать подобных прогнозов. Более откровенно высказался на этот счет один из участников «круглого стола», заметивший, что у районных чиновников, состоящих в этих партиях или являющихся их сторонниками, имеется на самом деле немало возможностей для того, чтобы повлиять на избирателей. К тому же далеко не в каждом районе «Яблоко», СПС и иные малые партии имеют свои отделения.

Существенное разъяснение прозвучало из уст Юрия Галочкина: хотя областная дума определила дату проведения муниципальных выборов, сами выборы формально еще не назначены, поскольку это может произойти лишь в интервале от 70 до 80 дней до дня голосования, то есть с 20 по 30 июня. Именно тогда и начнется официально избирательная кампания. А к агитации в СМИ кандидаты вправе будут приступить за месяц до дня голосования, то есть 8 сентября, создав свои избирательные фонды. В тех муниципальных образованиях, в которых число избирателей не превышает 5 тысяч, закон разрешает кандидатам не создавать избирательные фонды, но только в этом случае нельзя и проводить агитацию в СМИ. Немаловажно и то, что, в отличие от федеральных и региональных выборов, в муниципальных смогут принимать участие не только политические партии, но и другие общественные объединения. Хотя активность последних окажется, скорее всего, только фоном для «битвы гигантов». Если «единороссы» добьются в ней перевеса, это будет знаменовать продолжение уже начавшегося процесса выхода региона из «красного пояса».

На снимке. Справа – секретарь облизбиркома Юрий Галочкин (фото № 54, 59 за 11.05.05)



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования