GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Волгоградский фестиваль СТЭМов вывел на большую сцену комическую группу «ЭксББ»

Волгоград представляли несколько студенческих коллективов из технического, государственного, педагогического университетов. Верными СТЭМу за все эти годы остались и некоторые члены жюри: председатель, главный режиссер Волгоградской областной филармонии Борис Естрин, заслуженный артист Украины Владимир Талашко, театровед Ирина Преображенская, первый заместитель главы администрации Краснооктябрьского района Олег Белоусов.

В некоторой степени гордостью фестиваля можно считать участие Бориса Хейфица, который уже в 10-й раз посещает Волгоград с народным театром Днепропетровска «Маски». Он мог бы составить конкуренцию многим эстрадным конферансье и актерам драматических театров. Одно его появление на сцене уже вызывало улыбки присутствующих. Но с тех пор, как он первый раз приехал на фестиваль «Земля – планета людей», многое изменилось. Сегодня миниатюра, как жанр, практически исчезла. Теперь почти каждая команда ставит короткие спектакли, затрагивая семейные проблемы, пытается философски осмысливать вопросы жизни и смерти, отодвигая на обочину первоначальный смысл СТЭМа – юмор и острая сатира. Именно поэтому некоторые участники, в числе которых и Борис Хейфец, продолжая с удовольствием приезжать на февральские встречи в Волгоград, воспринимают их не как фестиваль эстрадных миниатюр, а как конкурс молодежных театров, где каждый волен выступать в своем жанре. По его мнению, СТЭМ вырос, поэтому и стал серьезнее.

Чтобы узнать, каким было начало, спросим тех, кто стоял у истоков фестиваля «Земля – планета людей». Один из них – коммерческий директор ЗАО «Волжские окна», выпускник ВолГТУ Геннадий Риммер. Именно ему 23 года назад, тогдашнему художественному руководителю студенческого клуба ВПИ (так назывался Волгоградский гостехуниверситет) пришла идея проводить в Волгограде фестивали СТЭМов. Причем Геннадий Риммер был тогда и режиссером СТЭМа автотракторного факультета, который конкурировал с общевузовским театром.

– Геннадий Львович, мне известно, что вы были в числе тех, кто в самом начале 80-х проводил первый фестиваль «Земля – планета людей». Как это было?

– В то время СТЭМы вуза и автотракторного факультета, откуда я «родом», были очень популярны. Ни один праздник не обходился без них. Актовый зал был всегда забит битком: зрители сидели на подоконниках, стояли в проходах. Дошло до того, что для привлечения студентов к участию в скучных отчетно-выборных собраниях профсоюз стал приглашать СТЭМы как своего рода вознаграждение за активность. В таких случаях посещаемость и массовость были гарантированы!

Кроме этого, мы часто ездили с гастролями по Советскому Союзу. Были и в Ижевске, и в Кировакане (Армения) и даже до Сибири добрались. Оказалось, нас в стране много, мы разные и интересные, было, что посмотреть и показать. В те годы председателем студклуба политехнического института была Раиса Петрунева, нынешний проректор по учебной работе, доктор педагогических наук, профессор. Вот мы с ней и стали активно развивать идею создания фестиваля, желая превратить Волгоград в столицу студенческого театрального движения.

– А где именно в городе проходил первый фестиваль? Насколько он был популярен?

– В 1983 году он проходил в театре музыкальной комедии. В один момент мы испугались, что не сможем на 5 дней фестиваля заполнить зал зрителями. Стали развозить пригласительные по ДК, заводам. Но опасения были напрасны. Билеты стали

расходиться с такой быстротой, что за несколько дней до начала фестиваля их уже невозможно было достать.

– Много команд приезжало на первые фестивали?

– В среднем 10-12. Сначала приезжали все желающие, но потом их стало слишком много, и мы вынуждены были ездить по регионам и выбирать лучшие из лучших. География участников волгоградского фестиваля так разрасталась, что уже через 2-3 года ему был присвоен статус всесоюзного.

– Какие темы тогда затрагивались?

– Почти только студенческие. Самая распространенная ситуация – миниатюры на тему сдачи экзамена, во время которого находчивый студент одурачивает рассеянного профессора. Иногда героями сценок были абстрактные преподаватели. А иногда, и те, в которых многие узнавали конкретных личностей, собственных профессоров. Часто под прицелом студентов была военная кафедра – кладезь юмора, источник творческого вдохновения стэмовцев. Например, миниатюра «Устройство солдатской ложки». Очевидность некоторых вещей, которые необходимо было студентам заучивать, при этом держаться по стойке смирно, делали миниатюры о кафедре самыми смешными и любимыми.

– И за такие шутки вам потом не «мстили» на экзаменах?

– Из института, по крайней мере, не выгоняли. По-моему, никто не обижался. Разве, что военная кафедра «хмурила брови». Более того, стэмовцы пользовались популярностью и даже некоторыми привилегиями. Например, из-за постоянных репетиций, гастролей нам часто продлевали сессию.

– А откуда брали идеи для новых миниатюр?

– Как я уже упомянул, из самой жизни студентов в вузе. Иногда привозили готовые скетчи с других фестивалей, иногда

сами придумывали. Часто заглядывали и в журнал для руководителей художественной самодеятельности. Там тогда печатались нынешние мэтры сатиры Жванецкий, Арканов, Хайт, Горин. Почти любая из идей реализовывалась так, что зрители уходили из зала со слезами и с больными от смеха животами.

– Были ли звездные дни у фестиваля или они впереди?

– К сожалению, они в прошлом. Хотя это может всего навсего мое ревностное отношение к собственной молодости. Но примеры все-таки были яркие. Некоторые наши студенты поступили в театральные вузы, были и такие, кого пригласили в настоящие театры. Целые коллективы превратились в профессиональные. Например, «ББ», сегодня эта комическая группа называется «ЭксББ». Когда она бывала на гастролях, и в том числе в Волгограде, то устраивала нам, организаторам, тем, кто ей впервые дал всесоюзную сцену, бесплатные посещения ее концертов во Дворце Спорта.

– За 23 года многое произошло в стране. Как менялся СТЭМ?

– На изменения в стране СТЭМ откликнулся моментально. Во время перестройки стали появляться политические миниатюры. Тогда просто невозможно было не шутить на эту тему: критика разрешалась безграничная. Одним из первых ярких политических выступлений было просто чтение гимна Советского Союза с новыми интонациями: «Союз нерушимый? Республик свободных?» До этого простого, но очень остроумного хода додумался Сергей Кукушкин, тогда студент Волгоградского политеха.

Несколько лет подряд фестивали были политическими трибунами студентов, а юмор отличался искрометностью, лаконичностью, смелостью. При этом мы, организаторы, не терпели пошлости на сцене. Помню, как не только жюри, но и весь зал засвистал СТЭМ из Армении с его юмором «ниже пояса».

– Считаете ли вы, что СТЭМ изменился не в лучшую сторону. И есть ли смысл в дальнейших фестивалях?

– Смысл в каком-либо творческом конкурсе всегда есть. Другое дело, что

сегодняшний отход от студенческой тематики, за которую мы тогда ратовали, привел к творческим потерям. Сегодня фестиваль «Земля – планета людей» превратился в конкурс молодежных театров, не имеющих со студенческой жизнью ничего общего. Студенты всерьез пытаются заниматься драматургией и поднимать глобальные вопросы, но это не всегда выглядит убедительно. Самое время напомнить, что не стоит к себе самому относиться очень серьезно. Студент – молодой, динамичный человек, живущий, как в песне, «от сессии до сессии весело». Это, но с уходом в сатиру, и хотелось бы видеть на фестивале.

СТЭМ не изжил себя, о чем ярко свидетельствует конкурс студенческих миниатюр, который прижился в КВНе и пользуется большим успехом. Кстати, туда и перешли многие участники студенческих театров миниатюр.

Записала Алина ЯБЛОНСКАЯ



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования