GISMETEO: Погода по г.Волгоград

Свидетельствуют факты

Этот сравнительно короткий исторический период сконцентрировал в себе важнейшие и сложнейшие процессы и явления социально-политической, экономический и культурной жизни города, в нем странно и несколько неожиданно уживались, сосуществовали неоднозначные и противоречивые тенденции. С одной стороны, 1965—1985 годы — это период быстрого роста Волгограда: строительства и реконструкции промышленных предприятий, значительного увеличения численности населения, расширения городских границ и формирования новых жилых микрорайонов, время становления города как крупнейшего центра современной индустрии с высокоразвитыми отраслями промышленности — машиностроением и металлообработкой, черной металлургией, химией и нефтехимией, значительных успехов в культурном строительстве. Причем наиболее ярко проявилась эта тенденция в первой половине рассматриваемого периода — в годы 8-й пятилетки, одной из лучших по своим социально-экономическим результатам, и частично в годы 9-й пятилетки.

С другой стороны, проявились такие негативные тенденции, которые дают основание охарактеризовать эти годы как период упущенных возможностей. Именно тогда начал формироваться и окончательно сложился ко второй половине 70-х годов механизм торможения, приведший к застойным явлениям как в социально-экономической, так и в общественно-политической сферах. Преобладающей эта тенденция стала со второй половины 70-х годов.

Составить более полную и объективную картину социально-экономического развития Волгограда в этот период, тенденций, определяющих ее содержание, помогут некоторые статистические данные.

Прежде всего нужно подчеркнуть значительный рост промышленно-производственных основных фондов, одного из важнейших показателей экономического развития. Так, стоимость их в конце 8-й пятилетки, в 1970 г., составила 1744 млн. р., в 1985 г. она равнялась уже 4530 млн. р., т. е. увеличилась на 235 %.

Рост валовой продукции промышленности за двадцатилетие составил 265%. В 1965 г. ее стоимость составила свыше 1700 млн. р., а в 1985 г. — более 4500 млн. р.

Значительными были капитальные вложения. За двадцать лет в народное хозяйство города было направлено свыше 7,5 млрд. р.

Вместе с тем статистика свидетельствует, что в непроизводственную, социальную сферу выделялось в процентном отношении все меньше и меньше средств. Это явилось одной из причин снижения темпов промышленного производства, возникновения застойных явлений.

Из 157 промышленных предприятий, насчитывавшихся в Волгограде в 1985 г., 14 были введены в строй действующих в 1965—1985 годах. Из них наиболее крупные — химический комбинат им. 50-летия Октября (ныне производственное объединение «Каустик») — 1967 г., обувная фабрика — 1970 г., швейная фабрика им. 1 Мая, ТЭЦ-3 — 1977 г. и другие. Вновь введенные промышленные предприятия значительно увеличили производственный потенциал города.

Даже далеко не полный перечень выпускаемой продукции позволяет судить о Волгограде как о важнейшем машиностроительном и металлургическом центре страны. К середине 80-х годов предприятия города производили значительную часть пахотных тракторов, выпускаемых в стране, пятую часть аппаратуры для нефтяной и газовой промышленности, около десяти процентов высококачественной стали...

В промышленности произошли и существенные структурные сдвиги. Ежегодно увеличивалось производство важнейших химических материалов, средств защиты растений, технического углерода, синтетических смол и пластмасс, выпускалось большое количество бензина, дизельного топлива, моторных, топливных и смазочных масел. Только за годы 8-й пятилетки продукция химии и нефтехимии увеличилась почти в 3 раза.

Еще интенсивнее развивались машиностроение и металлообработка, доля которых в общем объеме промышленной продукции возросла с 29,4% в 1975 г. до 37,2% в 1985 г.

Примерно пятая часть, 20,8 % из всего производимого, принадлежала в 1985 г. продукции черной и цветной металлургии.

Говоря о благополучном периоде в развитии экономики Волгограда (до середины 70-х гг.), отметим, что он стал возможен благодаря стабильной и производительной работе крупнейших предприятий города — тракторного завода им. Ф. Э. Дзержинского, металлургического — «Красный Октябрь», сталепроволочноканатного, судостроительного и других.

На протяжении своей почти 60-летней истории тракторный завод им. Ф. Э. Дзержинского проводил неоднократно или почти полную, или частичную реконструкцию, позволявшую или резко увеличить выпуск своей продукции, или перейти на производство новых типов тракторов. Одна из таких реконструкций была завершена в годы 8-й пятилетки. В 1970 г. завод увеличил выпуск товарной продукции по сравнению с 1965 г. на 47%, что явилось крупной победой тракторостроителей.

За успешное выполнение заданий пятилетки 306 тракторостроителей были награждены орденами и медалями. А лучший сталевар завода Петр Николаевич Бычков стал Героем Социалистического Труда.

14 января 1970 г., почти через 40 лет со дня пуска завода, с его конвейера сошел миллионный трактор; двухмиллионный трактор был выпущен уже через 13 лет — 18 февраля 1983 г.

Проведенное техническое перевооружение позволило быстро обновлять выпускаемую продукцию. Первый трактор ДТ-75 сошел с конвейера завода 30 декабря 1963 г., а уже с июля 1967 г. начался выпуск нового, девяностосильного трактора ДТ-75М. Реконструкция явилась основой для наращивания темпов выпуска тракторов и в 9-й пятилетке. В конце ее, в 1975 г., ежегодное производство их увеличилось на несколько десятков тысяч. В последующие две пятилетки в силу различных объективных и субъективных, и организационных причин произошло заметное снижение производства тракторов.

Тогда же началась реконструкция завода «Красный Октябрь». Были введены в строй действующих электросталеплавильный цех № 2 с двумя печами емкостью 200 т и одной 100-тонной, первая очередь цеха электрошлакового переплава, стан «Кварт-1400», что позволило расширить ассортимент выплавляемой стали до более чем трехсот марок. Широко распространился на предприятиях города почин краснооктябрьцев Героев Социалистического Труда мастера A. Ф. Серкова и старшего вальцовщика B. А. Дурняпина, выступивших с инициативой развернуть соревнование за внедрение хозяйственного расчета на каждом участке, в каждой бригаде и благодаря ему добиться продукции отличного качества при наименьших затратах.

Наращивались мощности и на других предприятиях черной металлургии. На сталепроволочноканатном заводе это позволило увеличить производство металлокорда на 2 тыс. т, стальной проволоки — на 9,5 тыс. т.

В 8-й и 9-й пятилетках значительный прирост продукции наблюдался также в легкой промышленности, в промышленности строительных материалов. В конце 1970 г. вступила в строй действующих обувная фабрика, рассчитанная на выпуск более 5 млн. пар обуви в год. Далеко за пределами города и области стала известна продукция мебельно-деревообрабатывающего объединения имени Ермана. В конце 60-х—начале 70-х годов увеличилось в полтора раза производство леса, мебели, строительных деталей и материалов. А в общем в 8-й пятилетке среднегодовые темпы роста продукции промышленности составляли 10,4%, в 9-й — 6,2%. Отдельные же отрасли промышленности имели и более высокие темпы развития, но с последующим снижением. Например, топливная промышленность: в 8-й пятилетке — 16,4%, в 9-Й —5,8%.

Высокие темпы ежегодного прироста промышленной продукции в эти годы объясняются еще и тем, что была начата перестройка организации и управления промышленным производством, давшая наибольший эффект именно в 8-й пятилетке.

Однако достигнутое не было бы возможным без самоотверженного труда, высокого патриотического настроя рабочего класса, развернувшего движение за коммунистическое отношение к труду, широкое социалистическое соревнование по достойной встрече двух знаменательных дат в жизни нашего государства — 50-летия Великого Октября и 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, а также результатом целенаправленной организаторской и политической работы партийной, профсоюзной и комсомольской организаций Волгограда.

Характерной особенностью социалистического соревнования этого периода стало массовое участие трудящихся города в борьбе за лучшую организацию труда, экономию и бережливость, повышение производительности труда и качества продукции.

К сожалению, уже в конце 9-й пятилетки наметилась тенденция к постепенному снижению темпов промышленного производства, приведшая затем к резкому спаду их в последующие годы.

Особенно неблагоприятное положение сложилось в производстве строительных материалов. Созданная в конце 50-х годов его материально-техническая база через четверть века безнадежно морально устарела и стала тормозом в развитии капитального строительства. Критическое снижение среднегодовых темпов роста в этой отрасли — с 6,4% в 9-й пятилетке до минус 0,3% в 10-й — отразилось прежде всего на жилищном строительстве. И как следствие, план ввода жилья в 1979 г. был выполнен по городу всего лишь на 75,2%. Не произошло существенных изменений к лучшему и в 11-й пятилетке. Уменьшился выпуск стеновых материалов, кирпича, извести, сборных железобетонных изделий и конструкций. По некоторым позициям — в полтора раза.

Отставали также пищевая, микробиологическая, топливная отрасли и цветная металлургия. Причины застойных явлений в экономике, в общественной жизни будут впоследствии обстоятельно проанализированы на XXVII съезде КПСС. Они характерны и для Волгограда.

Деформация в планировании, бюрократические извращения и администрирование, ограничение хозрасчетных прав объединений и предприятий, ослабление социальной направленности экономики, повлекшие за собой неорганизованность, недисциплинированность, явления социальной коррозии, сказавшиеся на духовном настрое общества, уход от реальных проблем и острых вопросов, расхождение повседневных реальностей и мира показного благополучия в идеологии и пропаганде — таков был комплекс кризисных проблем, сложившихся на рубеже 70-х и 80-х годов. «По сути дела, возникла целая система ослабления экономических инструментов власти, образовался своего рода механизм торможения социально-экономического развития, сдерживания прогрессивных преобразований... » — отмечалось на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС.

Снижение эффективности производства в Волгограде произошло во многом потому, что к середине 70-х годов значительная часть действовавших производственных фондов устарела. Например, удельный вес металлорежущих станков со временем эксплуатации до 10 лет снизился с 60 до 40%. Свыше половины кузнечно-прессового оборудования отработало к тому времени более 20 лет. Хуже других обстояли дела с обновлением металлорежущего оборудования на заводах газовой аппаратуры, медицинского оборудования, «Красная заря». Из 13 прокатных станов на заводе «Красный Октябрь» 9 были построены до 1933 г.

Ежегодное обновление производственных фондов в среднем по городу в 11-й пятилетке составляло лишь 3%.

«Причина всех этих явлений одна, — подчеркивалось на городском собрании партийно-хозяйственного актива 19 июля 1985 г., — недооценка интенсивных факторов развития, расчет на новые капиталовложения и ресурсы, на новые производственные мощности и дополнительные руки. Сейчас такие источники экстенсивного роста практически исчерпаны. В городе достигнута высокая занятость трудоспособного населения, ограничено строительство новых производств, требующих дополнительных площадей и рабочей силы».

Особую тревогу вызывало снижение темпов роста производительности труда. Если в 8-й пятилетке они составляли 32%, в среднем 6,4% в год, то в 11-й среднегодовой прирост составлял лишь 22%.

Дистрофия этого важнейшего экономического показателя вызывалась целым рядом объективных и субъективных причин. Прежде всего, явно недостаточно использовались возможности научно-технического прогресса, спустя рукава отнеслись к созданию и внедрению трудосберегающей техники. Зачастую стоимость нового оборудования была столь высока, что не восполнялась его производительностью.

В промышленности города к 1985 г. насчитывалось свыше 101 тыс. рабочих мест. Из них только каждое второе аттестовалось в соответствии с требованиями научной организации труда. Причем степень механизации труда в промышленности составляла чуть более 50%, а почти пятая часть рабочих была занята тяжелым ручным трудом.

Отрицательно сказалось на эффективности производства и снижение государственной, производственной и трудовой дисциплины. Например, только в 1984 г. потери рабочего времени составили в промышленности Волгограда 185 тыс. человеко-дней, а в строительстве — 51 тыс.

Все эти причины объясняют тот факт, что в годы 11-й пятилетки не обеспечили запланированного роста производительности труда 43 предприятия города, среди них заводы нефтеперерабатывающий, «Красный Октябрь», строительных материалов, комбинат строительных конструкций. Ежегодно 30—35 предприятий допускали опережающий рост заработной платы над ростом производительности труда.

Отмеченные негативные тенденции 70-х — первой половины 80-х годов не означали, разумеется, что экономика города совсем уж обессилела. Были и немалые достижения, и серьезные успехи. Как отмечалось в докладе Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева на январском (1987 г) Пленуме ЦК, в этот период «честно трудились десятки миллионов советских людей, активно, в интересах народа действовали многие партийные организации и наши кадры». Например, в завершающие дни юбилейного 1977 г. тракторозаводцы по итогам Всесоюзного соревнования завоевали право собрать 10-миллионный трактор страны. В канун XXVII съезда КПСС была выпущена первая промышленная партия энергонасыщенных тракторов ДТ-175 с двигателем мощностью 170 л. с. «Волгарь», эта модель, правда, нуждалась в серьезной доработке.

Именно на ВГТЗ зародился и получил широкое распространение почин знатного кузнеца Героя Социалистического Труда М. К. Аркатова по выполнению сменных заданий, исходя из проектной мощности оборудования и требований государственного Знака качества.

В годы 10-й пятилетки промышленные предприятия города совместно с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями создали и освоили производство около 200 важнейших типов машин, механизмов, аппаратов и приборов. Среди них такие, которые изготовлены в СССР впервые.

Головным предприятием отечественного нефтяного машиностроения стал завод имени Петрова. В 11-й пятилетке его коллектив изготовил 63 образца и впервые в СССР освоил серийное производство 20 видов новой высокоэффективной техники для газо- и нефтепереработки. Экономический эффект от ее внедрения в народном хозяйстве составил 30 млн. р.

Завод «Баррикады» стал крупнейшим поставщиком буровых установок универсальной монтажеспособности, соответствующих лучшим зарубежным образцам.

Значительный вклад в развитие промышленного потенциала города внес один из старейших и крупнейших заводов — Волгоградский судостроительный завод, на котором было освоено изготовление 6 видов новых судов, в том числе морских танкеров, траулеров, судововощевозов.

Завод «Красный Октябрь» увеличил производство высококачественных сталей, специальных сплавов, сортового и профильного проката. По многим видам продукции ответственного назначения он является единственным поставщиком в отрасли. Поставляет металл двум с лишним тысячам предприятий страны и в десятки стран мира.

Осуществлялась модернизация на сталепроволочноканатном заводе. Взамен 310 морально устаревших волочильных станков и канатных машин было установлено 260 единиц нового высокопроизводительного современного оборудования, налажен выпуск высокопрочных многорядных малокрутящихся канатов. Развивалось, находило новые формы социалистическое соревнование. Особенно массовым оно стало в период подготовки к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне и 50-летию стахановского движения, в период, предшествующий XXVII съезду КПСС.

Много раз выходили победителями всесоюзного, областного и городского соревнования труженики Дзержинского и Кировского районов, коллективы производственных объединений «Волгоградский тракторный завод им. Ф. Э. Дзержинского», Нижневолжскнефть и «Ахтуба», заводов сталепроволочноканатного и керамического, управления строительства Волгограджилгражданстрой, ПАТП № 6, кондитерской фабрики им. В. И. Ленина.

По итогам 11-й пятилетки лауреатами Государственной премии СССР стали волочильщица сталепроволочноканатного завода В. С. Чиркова, бригадир комплексной бригады моторного завода Е. В. Плева, пекарь-мастер хлебокомбината А. А. Данилова, мастер печей завода «Красный Октябрь» В. П. Колобов... Отлично трудилась бригада слесарей-сборщиков судостроительного завода, возглавляемая В. Г. Ващенко. Она обязалась завершить пятилетнее задание к 115-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина и с честью сдержала свое слово.

Волгоградцы одними из первых в стране стали инициаторами социалистического соревнования за достойную встречу 40-летия Победы. Оно было организовано поэтапно, с подекадным и ежемесячным подведением итогов ударных вахт в честь городов-героев.

В 11-й пятилетке Волгограду трижды присуждалось первое место в республиканском соревновании за лучшее проведение работ по благоустройству и санитарному содержанию городов с вручением переходящих Красных знамен Совета Министров РСФСР и ВЦСПС.

К 1985 г. Волгоград по числу жителей становится одним из крупнейших в Поволжье. За двадцатилетие население его увеличилось с 700 тыс. человек до 973, 6 тыс. Ежегодный прирост составил в среднем около двух процентов — более 13 тыс. человек.

Свыше 75 тыс. специалистов различных отраслей народного хозяйства имели высшее образование; свыше 95 тыс. — среднее.

Важнейшим социальным показателем, прямо пропорционально зависящим от состояния экономики, является рост народного благосостояния. Снижение эффективности производства в 10-й и 11-й пятилетках, сокращение капитальных вложений на объекты жилищно-гражданского и культурно-бытового назначения, остаточный принцип выделения средств на социальную сферу — все это, естественно, не могло не сказаться отрицательно на темпах роста жизненного уровня горожан. И все-таки материальное благосостояние населения за двадцатилетие существенно повысилось.

Улучшилась обеспеченность жильем. Если в 1965 г. на одного жителя в среднем приходилось 10,2 м2, то в 1985 г. — 15,5 м2.

Несмотря на все сложности, укреплялась материальная база социальной сферы. Увеличилось, особенно за годы 10-й и 11-й пятилеток, число учреждений здравоохранения, улучшилось медицинское обслуживание. Были построены крупный больничный комплекс на 600 коек и поликлиника в Красноармейском районе, на берегу Волго-Донского судоходного канала. В этом же районе по улице Караванной открылась больница на 600 коек. Крупнейший медицинский центр возведен в Дзержинском районе, в лесопарковой зоне, западнее Мамаева кургана. Всего в 1985 г. в городе насчитывалось 45 больниц на 15,6 тыс. коек, 85 поликлиник. Росло число медицинских работников. Если в 1970 г. их было 3966, то в 1985 г. — 6353. Расширялась сеть детских садов и яслей. В 1970 г. их насчитывалось 364, в 1980 г. — 395 и в 1985 г. — 407.

К началу 80-х годов был завершен переход ко всеобщему среднему образованию.

Совершенствовалась система социального обеспечения. Возросли расходы государства на выплату пенсий. В 11-й пятилетке были повышены пенсии инвалидам Великой Отечественной войны I и II групп и семьям погибших военнослужащих, установлено бесплатное обеспечение лекарствами инвалидов войны. С 1 ноября 1981 г. повышены минимальные размеры пенсий и пособий одиноким матерям. Стала начисляться надбавка к пенсии за непрерывный стаж работы на одном предприятии.

Рост товарооборота сопровождался укреплением материально-технической базы торговых организаций, расширением сети магазинов и предприятий общественного питания. В 1965 г. был реконструирован центральный городской универмаг, в 1975 г. открылся торговый центр в Ворошиловском районе. Кроме того, в распоряжение горожан поступили универсам в Тракторозаводском районе, универмаги и крупные фирменные магазины по проспекту В. И. Ленина, колхозный рынок в Центральном районе; к 40-летию Победы каждая из 15 союзных республик реконструировала и оформила в национальном стиле по одному магазину. Увеличилось число специализированных магазинов, таких, как дом обуви, дом тканей, дом одежды на проспекте им. В. И. Ленина и Аллее Героев, магазин для новобрачных... Всего в 1985 г. в городе насчитывалось 1389 предприятий розничной торговли.

Расширялась сеть комбинатов бытового обслуживания. В 1985 г. в городе действовали крупная фабрика «Прогресс» с пятью филиалами в разных районах города, шесть фабрик по ремонту и шесть фабрик по индивидуальному пошиву одежды, фабрики химической чистки одежды, предприятие по ремонту металлоизделий и сложной бытовой техники, 43 пункта по приему белья в стирку.

В связи с ростом экономических и культурных связей, превращением города в крупный туристский центр возрастала потребность в гостиницах. В 1970 г. их было только 19, к 1985 г. добавилась еще одна; гостиницы могли принять одновременно всего лишь 1939 человек, что, конечно, явно недостаточно и не делает чести городу-герою.

В целях планомерного комплексного развития и повышения уровня благоустройства города претворялся в жизнь 2-й генеральный план его развития, который в основном сохранял исторически сложившуюся порайонную структуру. Расстраивались вширь четыре крупных жилищно-промышленных комплекса, расположенных вдоль правого берега Волги. Крупные жилые массивы были возведены в Тракторозаводском и Краснооктябрьском, Дзержинском и Красноармейском районах. Самым большим из них (площадь 523 га) являлся жилой комплекс на территории бывшего аэродрома в Дзержинском районе, от Исторического шоссе до Мамаева кургана. Строительство его велось ускоренными темпами. За 1975—1985 гг. было построено около 800 тыс. м2 жилья.

В начале 80-х годов завершилось в основном строительство южного жилого массива, расположенного на берегах Волги и Волго-Донского канала. Повышенная этажность застройки, улучшенная планировка квартир делают этот жилой район одним из лучших в городе. Однако неблагоприятная экологическая обстановка, сложившаяся здесь к этому времени, значительно снижает его преимущества. И вина лежит на крупных химических предприятиях, расположенных неподалеку.

В северной части города наиболее интенсивно развивались поселки Спартановка и Тир. В основном они застраивались высотными домами, расположенными по набережной Волги, речкам Мокрой и Сухой Мечеткам, а также между проспектами В. И. Ленина и 2-й продольной магистралью. Новостройки примыкают к крупнейшим заводам города — тракторному, алюминиевому и металлургическому заводу «Красный Октябрь». К 1985 г. северный жилой массив уже обрел свое лицо, стал благоустроенным, красивым районом.

Наряду с интенсивным строительством жилья в этот период возводились уникальные объекты социально-культурного назначения, ставшие гордостью Волгограда, его достопримечательностями. Это мемориальный комплекс на Мамаевом кургане, музей-панорама «Сталинградская битва», здание речного вокзала, Дворец спорта...

Получил всенародное признание памятник-ансамбль на Мамаевом кургане. Чтобы увидеть это грандиозное сооружение, почтить память героических защитников Сталинграда, со всех концов нашей страны и из-за рубежа едут миллионы людей. Авторский коллектив памятника (главный скульптор Е. В. Вучетич, главный архитектор Я. В. Белопольский; архитекторы В. Л. Демин, Ф. М. Лысов; скульпторы М. С. Алешенко, В. Е. Матросов, Л. М. Майстренко, А. А. Мельник, В. А. Моргунов, В. С. Новиков, А. А. Тюренков; руководитель инженерной группы академик А. В. Никитин) в 1970 г. удостоен Ленинской премии.

Строительство памятника началось в мае 1959 года. Пришлось переместить более 1 млн. кубометров грунта, уложить около 20 тыс. кубометров бетона, при строительстве использовано более 25 тыс. т металлоконструкций.

Открыт памятник 15 октября 1967 года.

Мемориал представляет собой архитектурно-скульптурный комплекс, поднимающийся по склонам Мамаева кургана, увенчанного гигантской скульптурой Матери-Родины с высоко поднятым мечом. Являясь замечательным художественным произведением, эта скульптура благодаря своим гигантским размерам представляет собой и уникальное инженерное сооружение. Высота ее 52 м, вес развевающегося шарфа, перекинутого через плечо, — 250 т; меч выполнен из нержавеющей стали, его длина 29 м, а вес 14 тонн.

Мамаев курган стал местом проведения важнейших массово-политических мероприятий, встреч ветеранов. Молодые воины принимают здесь присягу.

За домом Павлова, между Советской улицей и набережной Волги, расположена бывшая мельница. Крыша здания снесена снарядами, стены изрешечены пулями и осколками. Мельница является частью комплекса музея-панорамы «Сталинградская битва», открытого 6 мая 1985 г. Авторы проекта — народный архитектор СССР В. Е. Масляев, архитектор В. А. Тростянская, инженеры Э. В. Темников, М. И. Блейнис, Ф. Ф. Скибин. Музейная часть спроектирована и смонтирована творческой мастерской музейного искусства Ленинградской организации художественного фонда РСФСР.

В экспозиции музея шесть разделов, более трех тысяч экспонатов — документы, фотографии, оружие, боевые реликвии, рассказывающие о великой Сталинградской битве, ее всемирно-историческом значении.

Наиболее впечатляющей частью музея-панорамы является огромное живописное полотно высотой 16 и длиной 120 м, созданное группой талантливых мастеров-баталистов из студии военных художников имени М. Б. Грекова. На нем изображен кульминационный момент сражения: соединение главных сил Донского фронта с воинами 62-й армии, завершившее разгром армии Паулюса. Отдельные звенья великого сражения, героические боевые эпизоды предстают перед зрителями как бы с высоты Мамаева кургана.

Музей-панорама «Сталинградская битва» является одним из крупнейших военно-исторических музеев страны.

Прибывающие в наш город Волгой не могут не оценить по достоинству новый речной вокзал. Размеры сооружения внушительны: длина — 296 м, ширина — 36 м, высота круглой башни — 47 метров. К вокзалу одновременно могут причаливать 6 теплоходов, есть в нем гостиница, киноконцертный зал на 1200 мест, ресторан, кафе, два бара, танцевальный зал.

Волгоградский речной вокзал — крупнейший на Волге.

В 1974 г. принял первых посетителей Дворец спорта, вмещающий более 5 тыс. человек.

Новые штрихи в художественный облик города внесли также здания цирка на 2000 мест, построенное по проекту архитектора К. В. Дынкина в 1967 г., театра юного зрителя (архитектор Г. И. Кривкина), открывшегося в 1970 г., расположенного на берегу реки Царицы Дворца пионеров (архитекторы Е. И. Левитан, А. С. Леушканов — 1985 г.).

Вместе с тем в застройке Волгограда имелись и существенные недостатки. В частности, ее архитектурно-художественный уровень не в полной мере отвечал современным требованиям, новые микрорайоны строились по типовым проектам, исключавшим по сути своеобразие и индивидуальность. Кроме того, не обращалось достаточного внимания на элементы художественного оформления зданий, мало применялись прогрессивные отделочные материалы.

На протяжении ряда лет проектные и строительные организации не принимали участия во всероссийских и всесоюзных смотрах на лучшие здания и сооружения, в смотрах, проводимых Союзом архитекторов СССР.

Сдерживали выход жилых домов на набережные Волги и Царицы низкие темпы берегоукрепительных работ, а также медленный вывод мелких промышленных предприятий из прибрежной зоны.

Строительство новых предприятий, быстрый рост крупных жилых микрорайонов на значительном удалении друг от друга поставили много сложных проблем перед всеми отраслями городского хозяйства и, в первую очередь, перед транспортом. Большую роль в пассажирских перевозках стала играть городская электрифицированная железная дорога протяженностью 77 километров. В начале 80-х годов электропоездами ежедневно перевозилось около 100 тыс. человек. Этот массовый, удобный и быстрый вид внутригородского транспорта прочно вошел в повседневный быт горожан.

В этот же период к уже имевшимся электрифицированной железной дороге и 1-й продольной автомагистрали, соединявшим северные и южные районы города, добавилась вступившая в строй 2-я продольная автотрасса. Было начато строительство 3-й, скоростной, для транзитного автомобильного транспорта. Продольные автомагистрали, связанные между собой более короткими поперечными улицами, взяли на себя основную нагрузку. В 1985 г. в Волгограде насчитывалось 79,6 тыс. автомобилей — почти в два раза больше, чем в 1976 г. Особенно быстро росла численность автомобилей индивидуального пользования, с 15,3 тыс. до 50,4 тыс. За этот же период увеличились работы по дорожному строительству, сооружению транспортных развязок и путепроводов, бензозаправочных станций, стоянок и гаражей. Обострились и экологические проблемы.

Эффективность городского транспорта во многом зависела от развития таких средств массовых пассажирских перевозок, как трамвай, троллейбус, автобус.

В эти годы были выполнены значительные работы по реконструкции существующих трамвайных путей, а также проложены новые линии в Красноармейском и Советском районах. Открыты троллейбусные маршруты из центра города к моторному заводу и на Спартановку.

В 1974 г. введено в строй трамвайное депо в Краснооктябрьском районе, в 1983 г. вступило в эксплуатацию новое современное троллейбусное депо в Дзержинском районе. Укрепление производственно-технической базы по содержанию подвижного состава создало широкие возможности для дальнейшего строительства новых линий и открытия дополнительных маршрутов. В 1985 г. трамваями было перевезено 144,1 млн. чел., троллейбусами — 102,5 млн. чел.; город имел 351 трамвайный вагон и 256 троллейбусов. Большую популярность приобрел скоростной трамвай, первая очередь которого вступила в строй в ноябре 1984 г. Горожане получили возможность добраться, например, от тракторного завода до площади Чекистов за полчаса. В подземной части маршрута, составлявшей 3 километра, были построены три станции: «Площадь имени В. И. Ленина», «Комсомольская», «Пионерская», напоминающие отделкой, техническим оснащением станции метро.

Большое внимание уделялось также укреплению материально-технической базы автобусного хозяйства. Строились новые автобазы и гаражи, реконструировались и расширялись существующие. К середине 80-х годов автобусный парк составлял около 550 машин, обслуживавших все районы города.

В целом всеми видами городского транспорта в середине 80-х годов перевозилось около 1,2 млн. пассажиров ежедневно.

Быстрый рост экономики и расширение экономических связей, становление города как крупного туристского центра значительно увеличили нагрузку на все виды межобластного транспорта. Значительно повысилась скорость поездов, увеличилась пропускная способность железных дорог. Основные товарные и грузовые операции стали производиться за пределами города, в районе станции им. М. Горького.

Возросли авиационные перевозки. В 1972 г. открылось новое здание аэровокзала. Позднее была удлинена взлетно-посадочная полоса, введена в эксплуатацию качественно новая система автоматизированного управления воздушным движением, что позволило значительно увеличить количество авиапассажиров, в летний период до 4 тыс. ежедневно.

В середине 70-х годов завершилось строительство автотрасс Волгоград—Саратов, Волгоград—Ростов и Волгоград—Москва, что значительно расширило объем междугородных перевозок. К середине 80-х годов на междугородных и пригородных маршрутах работало свыше 300 автобусов, перевозивших ежедневно около 8 тыс. человек.

Большое значение приобрел водный транспорт, он пополнился новыми комфортабельными судами. По пассажирским перевозкам волгоградский речной порт вышел на первое место на Волге. По линиям Ленинград—Астрахань, Ленинград—Ростов курсируют более ста теплоходов; стали привычными суда на подводных крыльях.

Присутствие в черте города железной дороги потребовало строительства большого количества инженерных сооружений — мостов, путепроводов, дамб и пешеходных тоннелей. В 1985 г. имелось 23 путепровода, 9 мостов и 20 дамб, 10 подземных пешеходных переходов. Проведенные работы по развитию дорожно-транспортной сети были особенно важны, если учесть, что в перспективе парк автомобилей будет расти еще большими темпами.

Таким образом, с 1965 по 1985 г. как внутренний, так и междугородный транспорт города претерпел большие изменения: укрепилась его материально-техническая база, увеличилась интенсивность и скорость движения.

Расширялись и совершенствовались телефонная сеть, радио и телевидение. В 1973 г. вошла в строй новая междугородная телефонная станция, свыше полусотни крупных городов страны оказались в пределах досягаемости волгоградских абонентов, не говоря уже о районных центрах области. В 1985 г. количество телефонных аппаратов в городе увеличилось до 97, 6 тыс.

Прочно вошло в быт горожан телевидение. Телевизионные передачи стали транслироваться по двум программам, изображение стало цветным.

В 60-е—80-е годы наращивались энергетические мощности предприятий Волгоградской энергосистемы, осуществлялись модернизация действующего и замена устаревшего оборудования. Только в 11-й пятилетке были введены в эксплуатацию турбоагрегат мощностью 100 тыс. кВт, 2 энергетических котла производительностью по 500 т пара в час на Волгоградской ТЭЦ-3, проведена реконструкция 14 гидрогенераторов на Волжской ГЭС имени XXII съезда КПСС, построено несколько подстанций. Вырабатываемая ГЭС электроэнергия являлась в 1985 г. самой дешевой в европейской части СССР. Себестоимость ее составляла 0,1 к. за 1 кВтч.

Быстрыми темпами проводилась газификация промышленных предприятий, коммунальных учреждений и жилых кварталов города, давшая большой экономический эффект и улучшившая экологическую обстановку. С 1970 по 1985 г. протяженность газовой сети увеличилась почти в 2 раза.

В 1965—1985 гг. противоречивость социально-экономических тенденций в развитии общества не могла не отразиться на духовной жизни. Еще в годы 8-й и частично 9-й пятилеток в народе поддерживался довольно высокий патриотический и трудовой энтузиазм. На морально-нравственный облик людей, на их сознание оказали благотворное влияние процесс демократизации советского общества и меры по восстановлению ленинских норм партийной и государственной жизни, начатые е 50-х годах. К сожалению, капитал этот постепенно растрачивался. С середины же 70-х годов на нравственную атмосферу общества стали пагубно воздействовать факты пренебрежительного отношения к законам, очковтирательство и взяточничество, поощрение угодничества и славословия. Подлинная забота о людях, условиях их жизни и труда, социальном самочувствии нередко подменялись политическими заигрываниями — массовой раздачей наград, званий, премий. В это время, подчеркивалось на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, «серьезные недостатки в идейно-политическом воспитании во многих случаях прикрывались проведением парадных мероприятий и кампаний, празднованием многочисленных юбилеев и в центре, и на местах. Мир повседневных реальностей и мир показного благополучия все больше расходились друг с другом». Справедливо отмечая застойные тенденции и явления в духовной жизни общества, недооценку назревших проблем материальной базы социально-культурной сферы, особенно на рубеже 70—80-х годов, когда сложился остаточный принцип выделения ресурсов для ее развития, нельзя все-таки не сказать, опять же справедливости ради, что в этот сложный период культура и искусство не застыли намертво, развивались, преодолевая различного рода препоны; совершенствовалась деятельность культурно-просветительных учреждений, средств массовой информации и пропаганды.

К 1985 г. Волгоград располагал достаточно солидной материальной базой для целенаправленной культурно-просветительной работы; функционировали 4 музея, 4 театра, филармония, цирк, выставочный зал, 18 кинотеатров (всего киноустановок — 79), 147 массовых библиотек с книжным фондом 7,4 млн. книг, 96 дворцов, домов культуры и клубов, Дворец спорта. Были также построены в этот период такие крупные объекты, как Дворец культуры нефтеперерабатывающего завода, Дворец культуры производственного объединения «Каустик», Дворец культуры «Октябрь», театр юного зрителя, цирк, кинотеатр «Салют». В 1985 г. открылись новый Дворец пионеров и областная библиотека имени М. Горького

В 11-й пятилетке получили новый современный редакционно-издательский корпус журналисты областных газет, работники издательства «Волгоградская правда». Для типографии этого издательства приобретено современное оборудование, что позволило печатать тиражи 11 центральных газет, принимаемых по фототелеграфу. В городе издавались журналы «Политическая информация», две областные газеты — «Волгоградская правда», «Молодой ленинец» — и 22 многотиражки. С 1 января 1980 г. стала выходить газета «Вечерний Волгоград». Героическая история города-героя по-прежнему привлекала внимание скульпторов-монументалистов.Помимо всемирно известного памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане, были воздвигнуты двадцатиметровый обелиск на Лысой горе в честь воинов 64-й армии (5 ноября 1968 г. — скульптор В. Н. Безруков, архитектор Ф. М. Лысов), памятник Герою Советского Союза Н. Ф. Сердюкову (8 мая 1968 г. — скульптор С. М. Зиман), скульптурный памятник героям-комсомольцам, защитникам Сталинграда (2 февраля 1973 г. — скульптор А. Криволапов), памятник герою Сталинградской битвы Михаилу Паникахе (9 мая 1975 г. — скульпторы Л. Левина, А. Криволапов), памятник защитникам Сталинграда, мужественным морским пехотинцам (1977 г. — скульптор П. Л. Малков), памятник волжским речникам — поднятый на постамент боевой катер «Гаситель» (1977 г.) и другие.

Расширился круг творческих организаций. 8 мая 1971 г. образована Волгоградская организация композиторов. Продолжили расти и совершенствовать свою работу такие творческие объединения, как Союз художников и Союз журналистов.

Пополнилась новыми членами Волгоградская писательская организация, самая крупная в Поволжье и пятая в Российской Федерации — она объединяла 41 писателя.

Во второй половине 60-х — начале 70-х годов Нижне-Волжское книжное издательство выпустило в свет повести А. Иванова «К своему берегу», Р. Дорогова «К востоку от войны», В. Дроботова «Сталинградский репортаж», Н. Малыгиной «Двое и война», А. Третьякова «Чертовы ворота», были опубликованы сборники стихов М. Быкадорова, В. Костина, В. Макеева; переизданы роман И. Егорова «Буйные травы», поэма А. Яшина «Город гнева». В издательстве «Советский писатель» вышла книга стихов Ф. Сухова, а в «Воениздате» — повесть Л. Колесникова «Я иду».

В 1971 г. поэт Ф. Сухов и прозаик Н. Малыгина стали лауреатами премии имени А. А. Фадеева.

Во второй половине 70-х—начале 80-х годов в издательствах страны и за рубежом вышло около 60 произведений волгоградцев. Некоторые из них, такие, как романы Петра Селезнева «Южный крест», Ивана Маркелова «Будет день», Ивана Данилова «Красные ставни«, сборники стихов Маргариты Агашиной, Василия Макеева, Юрия Окунева получили высокую оценку критики и признание читателей. Лауреатами Всесоюзного литературного конкурса на первую книгу стали молодые поэты Елизавета Иванникова и Михаил Зайцев. За заслуги в развитии советской литературы старейшие писатели Михаил Лобачев и Доминик Гольман были удостоены правительственных наград.

Наряду со значительными творческими успехами волгоградских писателей следует отметить их большую активность в общественно-политической жизни города. Систематически организовывались творческие встречи, литературные вечера — в самых разных аудиториях: в цехах, рабочих общежитиях, домах и дворцах культуры, на строительных площадках, по радио и телевидению.

Значительную роль в духовной жизни города играла такая творческая организация, как Союз композиторов. Получили признание произведения М. Кацнельсона, А. Климова, Л. Бурова, В. Семенова. Оперетты композитора В. Семенова «Был такой катер» и «Ход конем», детские музыкальные сказки «Кот в сапогах» и «Морозко» шли на сцене театра музыкальной комедии.

Большой популярностью пользовались концерты известного композитора Григория Пономаренко, который в 1965—1970 гг. являлся художественным руководителем народного хора Дворца культуры Волгоградского тракторного завода. Им написаны десятки дорогих и близких народу песен, многие из которых прочно вошли в репертуар прославленных профессиональных коллективов.

Лучшие песни Григория Пономаренко обошли весь свет.

Немало творческих удач выпало и на долю волгоградских художников. На периодически устраиваемых зональных выставках-отчетах «Большая Волга», а также на республиканских и всесоюзных выставлялись картины А. Бородина, А. Денисова, В. Горского, Е. Желтякова, А. Легенченко, А. Прокопенко, И. Романова, В. Стригина, В. Тихонова, Р. Харитонова и других. На республиканской выставке «Художники России — 30-летию Великой Победы» (апрель 1980 г.), экспонировалось 75 произведений.

Большую работу проводило волгоградское отделение Союза журналистов СССР. Совершенствовались формы и методы печатной пропаганды, улучшилось содержание газет, теле- и радиовещания. Особенно больших успехов добились работники телевидения, создавшие немало программ, пользовавшихся успехом у зрителей. В 70-е годы была реконструирована радиорелейная линия Волгоград—Ростов, вступила в строй новая радиорелейная линия Москва—Липецк—Волгоград. В два с лишним раза увеличилось количество телевизоров, радиоприемников и радиоточек, находящихся в личном пользовании.

Улучшили деятельность культурно-просветительные учреждения. Театральные коллективы создали в 60-х—70-х годах ряд интересных спектаклей о героическом прошлом народа, о подвигах советских людей в борьбе с фашистскими захватчиками. Положительную оценку зрителей получили спектакли «Шестое июля», «Мальчишки Сталинграда», «В списках не значился», «Сталинградцы», «Разгром», поставленные драматическим театром имени А. М. Горького. В театре музыкальной комедии получили путевку в жизнь оперетты «Поют сталинградцы» К. Л истова, «Волжаночка» В. Семенова, «Обручальное кольцо» Ю. Милютина, были поставлены также «Волга-Волга», «Мечтатели», «Мелодия снежных гор», «Сталинград-42»... Плодотворно работал театр юного зрителя, показавший на своей сцене спектакли: «Именем революции», «Город на заре», «Настоящий человек»...

В 1980 г. за заслуги в развитии театрального искусства и в коммунистическом воспитании трудящихся драматический театр М. Горького награжден орденом «Знак Почета».

На сценах волгоградских театров играли, набирались опыта и были приглашены в столичные театры такие известные актеры, как И. Смоктуновский, И. Лапиков, Н. Рыбников.

В этот период сформировалось множество новых самодеятельных коллективов и объединений. Традиционными стали праздники песни и танца, смотры-конкурсы, творческие отчеты коллективов художественной самодеятельности. Широкое развитие приобрели агитационно-пропагандистские циклы «В созвездии братских республик», «Во имя жизни на земле» и другие. Значительную работу проводили коллективы Дворцов культуры заводов «Красный Октябрь», «Баррикады», имени Петрова.

Следует отметить, что в деятельности творческих организаций и союзов, а также учреждений культуры и искусства общей, главной являлась героико-патриотическая и интернациональная тема. Около 200 улиц и площадей Волгограда названы именами героев гражданской и Великой Отечественной войн, Сталинградской битвы. Установлено свыше 320 памятников и памятных знаков, увековечивающих героизм советских людеи.

Все это широко использовалось в военно-патриотическом воспитании. Опираясь на героическую историю города, партийные и комсомольские организации, общественно-политические и военно-патриотические клубы и объединения, народные университеты систематически проводили мероприятия, пропагандировавшие ленинское учение о защите социалистического отечества, революционную деятельность нашей партии, героизм советского народа, проявленный в годы гражданской и Великой Отечественной войн.

С большим подъемом проходили празднования Дня Победы, годовщины разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом — 2 февраля. В эти дни организовывались шествия к памятникам и братским могилам, возлагались венки, ветераны встречались друг с другом; их сердечно встречали в школах, в трудовых коллективах.

Весомый вклад в патриотическое воспитание трудящихся вносили Государственный музей обороны, областной краеведческий музей, музей изобразительных искусств, общественные музеи, комнаты боевой и трудовой славы, а также библиотеки, которые постоянно проводили занятия с допризывниками, читательские конференции, месячники героико-политической книги.

В 60—70-е годы прочно вошли в практику воспитательного процесса подрастающего поколения уроки мужества, походы по местам революционной, боевой и трудовой славы, активизировали работу отряды красных следопытов, приобрели массовый характер военно-спортивные соревнования.

Прекрасным средством воспитания стал пионерско-комсомольский Пост № 1 у братской могилы, где горит Вечный огонь славы. Со дня основания поста в 1965 г. свыше 50 тысяч пионеров и комсомольцев удостоились чести стоять в почетном карауле.

Значительную работу проводило волгоградское бюро путешествий и экскурсий, организовавшее около 30 тематических экскурсий. Среди них такие, как «Героев назовем по именам», «Железный ветер бил им в лицо... », «По местам Сталинградской битвы»... Примерно 2 млн. экскурсантов проходило ежегодно по этим маршрутам, в том числе 620—650 тыс. волгоградцев.

Большое значение в интернациональном воспитании имела деятельность 12 обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами. В летопись города-героя вошли III неделя дружбы молодежи СССР и Вьетнама, IV фестиваль дружбы молодежи СССР и ГДР, III фестиваль дружбы молодежи СССР и ЧССР, IV всесоюзный слет победителей походов по местам народной славы, фестиваль дружбы строителей газопровода Оренбург — Западная граница СССР.

Волгоград входит в федерацию породненных городов. Во многих странах у него есть города-побратимы. Это Ковентри, Острава, Дижон, Турин, Хиросима, Льеж, Кеми, Порт-Саид, Мадрас. С ними поддерживается постоянная связь, производится обмен делегациями. К началу 80-х годов наш город ежегодно посещало около 1,3 млн. человек из всех республик Советского Союза, а также более 30 тыс. иностранных туристов, до 100 зарубежных делегаций. В вузах города училось свыше 1600 студентов из 71 страны.

Участились выезды за рубеж многих волгоградских коллективов художественной самодеятельности.

В формировании интернационального самосознания особая роль принадлежит сотрудничеству между трудовыми коллективами социалистических стран. В 70-х — 80-х годах вошло в практику заключение договоров о социалистическом соревновании между родственными предприятиями. Такие договоры заключались между металлургическим заводом «Красный Октябрь» и Витковицким металлургическим комбинатом (ЧССР), Волгоградским политехническим и Остравским горнометаллургическим институтами...

Манифестации солидарности, совместные трудовые вахты, соревнование за досрочное изготовление заказов для братских стран, обоюдное участие студентов в трудовом семестре на строительстве народнохозяйственных объектов — все это способствовало улучшению патриотического и интернационального воспитания.

В 1965—1985 гг. произошли глубокие перемены в области народного образования, значительно окрепла его материальная база. В 1985/86 учебном году в Волгограде насчитывалось 156 дневных общеобразовательных школ, в которых обучалось 114110 ребят. Новые школы выгодно отличались от прежних светлыми, просторными классами, учебными кабинетами, библиотеками, спортивными залами; все активнее внедрялись технические средства обучения. Показателен и тот факт, что в 11-й пятилетке школы Волгограда стали заниматься в одну смену.

Получило дальнейшее развитие и профессионально-техническое обучение. Особенно много было сделано в этом отношении в годы 9-й пятилетки; число выпускников — молодых рабочих со средним образованием — возросло более чем в три раза. Каждое крупное промышленное предприятие или строительно-монтажная организация стали иметь свое профтехучилище. К 1985 г. в городе насчитывалось 21 профтехучилище на 14, 5 тыс. человек.

Расширялась сеть средних специальных учебных заведений; к концу 11-й пятилетки в Волгограде работало 21 среднее специальное учебное заведение, в техникумах и училищах занимались 28,5 тыс. человек. Наиболее крупными техникумами являлись машиностроительный, металлургический, механический, строительный, химико-технологический, индустриальный, энергетический, гидромелиоративный, торговый, кооперативный.

Увеличилось число высших учебных заведений и, конечно же, студентов. Радостным событием в культурной жизни города стало открытие в 1980 г. государственного университета, принявшего тогда первых 250 студентов.

Кроме того, большой популярностью у молодежи продолжали пользоваться Высшая следственная школа МВД СССР, Качинское высшее училище военных летчиков имени А. Ф. Мясникова. В числе выпускников училища крупные советские военачальники: главные маршалы авиации К. А. Вершинин и П. Ф. Жигарев, маршалы авиации Ф. А. Агальцов, Ф. А. Астахов, С. Ф. Жаворонков, А. И. Колдунов, А. И. Покрышкин, С. И. Руденко, Н. С. Скрипко, В. А. Судец, Ф. Я. Фалалеев, а также летчики-космонавты В. А. Шаталов, В. Ф. Быковский, Ю. В. Малышев.

Более 300 воспитанников училища удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 14 — дважды Героя Советского Союза, А. И. Покрышкин — трижды.

Высшая следственная школа МВД СССР основана в 1967 г., она готовит специалистов не только для нашей страны, но и других стран. Из ее стен выходят высококвалифицированные следственные работники, эксперты-криминалисты.

Вели подготовку специалистов и филиалы Всесоюзного заочного финансово-экономического института, Горьковского института инженеров водного транспорта, заочного института советской торговли, Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта, Шахтинского технологического института.

В 1985/86 учебном году в 7 вузах города училось 39 тыс. студентов, из которых на дневном отделении занималось 20,5 тыс., на вечернем — 6,2 тыс. и на заочном — 12,3 тысячи.

Крупнейшим высшим учебным заведением города, основанным в 1930 г., являлся политехнический институт, награжденный в 1980 г. орденом Трудового Красного Знамени. За годы своего существования он подготовил свыше 30 тыс. инженеров.

Более 31 тыс. учителей подготовил для школ страны педагогический институт, открытый в 1931 году. На его шести факультетах обучалось свыше 6 тыс. студентов. За большие успехи в подготовке специалистов высшей квалификации институт также был награжден орденом «Знак Почета».

В 1985 г. отметил свое пятидесятилетие медицинский институт, из стен которого за это время вышло более 13 тыс. врачей. Многие из них стали известными специалистами, учеными, руководителями лечебных учреждений. За заслуги в подготовке медицинских кадров институт награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Еще во время Великой Отечественной войны в городе был открыт сельскохозяйственный институт. Во многих уголках страны трудятся его выпускники — агрономы, зоотехники, инженеры, механизаторы, бухгалтеры-экономисты.

Вторым по численности студентов являлся инженерно-строительный институт, основанный осенью 1952 года. Более 10 тыс. инженеров различного профиля и архитекторов вышло из его стен. Широкую известность за пределами города институт получил не только своими высококвалифицированными специалистами, но и постановкой культурной, массово-политической работы. Он являлся многократным призером всесоюзных слетов победителей по местам революционной, боевой и трудовой славы, а его музей неоднократно занимал первое место среди вузовских музеев страны. Широкую известность получил институтский народный ансамбль скрипачей.

Самым молодым институтом города, отметившим в 1985 г. свое двадцатипятилетие, является институт физической культуры, ежегодно его дипломы получают около 450 выпускников. Студенты этого института и выпускники призывались под знамена сборных команд страны, выступали на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх.

За двадцатилетие Волгоград стал не только крупным центром по подготовке специалистов для различных отраслей народного хозяйства, но и значительным научным центром страны. Научные исследования ведутся как в высших учебных заведениях, так и в десятках отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов.

Волгоградские ученые внесли большой вклад в совершенствование технологических процессов производства изопрена, хлористого винила, акролеина. Немало сделано ими по интенсификации производства и повышению качества резиновых изделий для автомобильной промышленности. Осуществлены полезные разработки для сельскохозяйственного производства, промышленного и гражданского строительства, охраны здоровья.

В городе имелось 18 научно-исследовательских институтов, их филиалов и лабораторий, научно-исследовательских станций, в которых было занято более 8 тыс. человек. Только в 1979 г. экономический эффект от внедрения в производство их разработок составил свыше 55 млн. р.

Плодотворно работал коллектив Волгоградского научно-исследовательского института технологии машиностроения — ВНИИТМАШ, специализирующийся по проблемам совершенствования техники, технологии литейного, кузнечно-штамповочного производства и термической обработки.

Важные исследования и разработку прогрессивной технологии изготовления химической и нефтехимической аппаратуры, средств автоматизации и механизации производственных процессов в аппаратостроении вел Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт технологии химического и нефтяного машиностроения. Помимо заводов Волгограда его разработками пользовались предприятия пяти союзных республик.

Осуществлением крупных работ по борьбе с суховеями, пыльными бурями и смывом почв занимался Всесоюзный научно-исследовательский институт агролесомелиорации — ВНИАЛМИ.

Крупные научные исследования и проектные работы велись в Волгоградском проектно-конструкторском институте автоматизации и механизации транспортно-складских работ на предприятиях тракторного и сельскохозяйственного машиностроения — ПКИАМ, проектно-изыскательском институте по проектированию водохозяйственных объектов, научно-исследовательском институте нефтяной и газовой промышленности и других.

Подтверждая фактологически оценку рассматриваемого периода, данную в начале главы, уместно вспомнить выступление на XXVII съезде КПСС Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева. Отмечая сложность и противоречивость предперестроечного двадцатилетия, он сказал: «Мы отстроили по сути заново всю страну, добились огромных сдвигов в экономике, культуре, социальной области, воспитали поколения созидателей нового общества. Открыли человечеству дорогу в космос».

И далее: «В течение ряда лет, и не только в силу объективных факторов, но и причин прежде всего субъективного порядка, практические действия партийных и государственных органов отставали от требований времени, самой жизни. Проблемы в развитии страны нарастали быстрее, чем решались... В жизни общества начали проступать застойные явления».



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Оглавление раздела Следующая страница — «Первые шаги перестройки»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования