GISMETEO: Погода по г.Волгоград

На правах рекламы:

Аренда авто в Екатеринбурге www.prokat96.ru.

• Оао воротынский завод испытательного оборудования.

• Песня про ракетные войска стратегического назначения в Москве.

• Фиброцементная плита минерит ссылка.

Поднятый из руин

Новая планировка города. Во время войны восстановительные работы велись преимущественно в промышленных районах Сталинграда. В центральной части восстановленные здания насчитывались единицами. Центр не имел ни театра, ни кино, ни помещений под магазины. Центральная часть Сталинграда превращалась в громадный пустырь. Руины исчезли. Нового строительства не велось. Главная причина заключалась в том, что затягивалась разработка генерального плана реконструкции и развития города. Старая же его планировка страдала серьезными недостатками. Город не имел четкой системы магистралей и площадей, слабо учитывался рельеф местности. Отсутствовали целостные архитектурные ансамбли. Центральная часть города была отрезана от Волги береговыми товарными железнодорожными путями, пристанями, складскими помещениями.

Поиски решения оптимального развития города начались еще до войны. Исходя из процесса складывания Сталинграда как ленточного города, проектировщики взяли тогда за основу принципы превращения его в группу сначала из шести, затем из четырех и, наконец, из трех отдельных районов-городов. Последний проект генерального плана, разработанный бригадой Ленинградского отделения Государственного института по проектированию городов (Гипрогор) в 1939 г., делил Сталинград на три самостоятельных города. Собственно Сталинград — от речки Мечетки до Купоросной балки. В него входили Тракторозаводской, Краснооктябрьский, Центральный и Советский районы. Бекетовка с поселком ГРЭС составляли второй город. Между Бекетовкой и собственно Сталинградом сохранился разрыв в шесть км. Красноармейск и Сарепта составляли третий город. Проект предполагал увеличение населения до 725 тыс. человек.

После завершения Сталинградской битвы в город из Москвы приехала группа градостроителей, среди них В. Н. Симбирцев, ставший вскоре главным архитектором города. При управлении главного архитектора тогда же возникла архитектурно-проектная мастерская для разработки проектов детальной планировки и строительства жилых и гражданских зданий. В мастерской вместе с московскими трудились сталинградские архитекторы В. Ситчиков, Н. Кочетков, В. Верхоломова.

Ничто не стесняло их творческую мысль. Они могли не считаться со старой планировкой, т. к. от прежних зданий остались разрушенные стены и фундаменты, частично сохранились мостовые покрытия и сеть подземных сооружений.

Разработка схемы генерального плана была поручена трем организациям: Гипрогору, архитектурно-планировочной мастерской наркомата коммунального хозяйства РСФСР и Академии архитектуры СССР. Все три организации в 1943 г. представили проекты планировки города. Экспертная комиссия приняла за основу схему планирования, составленную проектной группой Академии архитектуры под руководством академика К. С. Алабяна в составе Н. X. Полякова, А. Е. Пожарского, Д. М. Соболева, А. А. Дзержкевич при участии академика А. В. Шусева.

Коллектив архитекторов постарался учесть пожелания участников обороны Сталинграда, мнения местных партийных и советских организаций, высказывания видных деятелей партии и Советского правительства, в частности, М. И. Калинина, который писал, что «при воссоздании... Сталинграда безусловно придется учитывать и обилие солнца, и Волгу, и направление ветров, и пески. В соответствии с этим, возможно, потребуется совершенно новая перепланировка города».

В состав архитекторов, прибывших в Сталинград в середине февраля 1944 г., входили научные сотрудники и профессора Академии архитектуры СССР. Ученые уточняли проектные данные, согласовывали проекты и т. д. 23 февраля на бюро Сталинградского обкома партии обсуждался доклад «Об эскизе генерального проекта планировки г. Сталинграда». Обком одобрил эскиз и согласился с основными предложениями его авторов, которые сводились к следующему: планировать Сталинград, исходя из численности населения в 600—650 тыс. человек, вынести за пределы города нефтебазу, не восстанавливать предприятий по речке Царице, приступить к строительству нового промышленного района в предместье станции Разгуляевка, создать зеленые зоны между заводами тракторным, «Баррикады» и «Красный Октябрь». Реконструкцию города предполагалось провести в течение двух-трех пятилеток.

Проект содержал и серьезные недостатки. Прежде всего, он не давал ясного ответа на вопрос, каким должен быть город — ленточным или системой отдельных районов. А как быть с промышленными предприятиями, находившимися в центральной части города? Кроме того, проектировщики планировали Сталинград малоэтажным. Здания в четыре-пять этажей предполагалось построить только в центральных кварталах на основных магистралях. Они занимали не более одной десятой части всей застроенной территории. Вот почему в проект неоднократно вносились дополнения. В частности, было решено не восстанавливать химический завод «Лазурь», гвоздильный завод «Красная застава», находившиеся в центральной части города, а также застроить жилыми зданиями территорию между тракторным заводом и «Баррикады». Несколько позднее утвердили еще ряд предложений: создать центральный бульвар от речки Царицы до площади 9 Января (ныне площадь имени В. И. Ленина) как начало главного продольного проспекта города, сохранить за площадью Павших борцов значение центральной городской площади с размещением на ней главных административных и общественных учреждений, запроектировать парадный выход с площади Павших борцов к Волге, создать на набережной реки при выходе с площади Павших борцов дополнительную площадь мемориального значения с сооружением на ней монумента в ознаменование сталинградской победы.

В апреле 1945 г. Совнарком РСФСР утвердил проект генерального плана Сталинграда и принял развернутое решение о мерах по восстановлению города. В нем, в частности, говорилось: «Для восстановления города создать мощную строительную базу и применять наиболее сокращенные методы строительства, обеспечить окончание восстановительных работ в короткий срок, не превышающий десять лет. При восстановлении Сталинграда исходить из целостного архитектурного оформления площадей, улиц и кварталов. При восстановлении и застройке центра и районных центров обратить особое внимание на качество архитектуры в целях создания центральных архитектурных ансамблей Сталинграда, достойных его великой роли в истории нашей Родины. По мере восстановления города постепенно проводить замену временного строительства постоянным».

Общая композиция плана города представляла цепь отдельных крупных районов, взаимосвязанных системой продольных магистралей. Город сохранял свое исторически сложившееся расположение вдоль Волги. Общая численность населения Сталинграда определялась в 650 тыс. человек.

Сложившаяся сетка улиц в основном сохранялась. Коренной реконструкции подвергалась лишь центральная часть города.

Учитывая большую разбросанность Сталинграда, план предусматривал не только дальнейшее развитие городского транспорта, но и дополнение его новым видом — троллейбусом. Предусматривалось также широкое развитие водного транспорта.

Между отдельными частями города сохранялись разрывы, которые предусматривалось превратить в зеленые зоны. Железнодорожные пути по берегу Волги в центральной части намечалось убрать, а грузовые причалы и склады перенести в другие районы. Вся территория, расположенная между Волгой и продольно идущей через город железной дорогой, отводилась только под строительство многоэтажных общественных и жилых зданий.

Ассигнования на строительство жилья и коммунального хозяйства центральной части города на 1945—1947 гг. определялись в сумме 587,45 млн. р. Ведение работ возлагалось на вновь созданное Главное управление по восстановлению Сталинграда при Совнаркоме РСФСР — Главсталинградстрой в составе трех трестов: Жилстрой, Культстрой и Сантехстрой.

Общественность города-героя с живейшим интересом обсуждала контуры будущего Сталинграда, вносила дополнения и изменения в проект генерального плана. Так, в 1949 г. по инициативе партийных и советских органов Сталинграда было принято решение создать главную продольную магистраль, или главный многокилометровый проспект, который связал бы все районы города. Застроенная в основном многоэтажными крупными зданиями, богато озелененная, украшенная разнообразными малыми архитектурными формами, эта магистраль определяла архитектурный облик города. Такой магистралью впоследствии стал проспект имени В. И. Ленина.

Одновременно с разработкой генерального плана проводилась работа по проектированию центральной части города и детальной планировке его районов. Большие проектные работы для Сталинграда выполняли архитекторы из других городов. Например, автор комплекса МГУ на Ленинских горах в Москве академик Л. В. Руднев совместно с архитекторами В. О. Мунцем и В. К. Ассом работали над проектом Дома Советов.

Окончательный вариант архитектурно-планировочного решения центра города разработал коллектив архитекторов под руководством В. Н. Симбирцева.

Успехи промышленности. В планах первой послевоенной пятилетки (1946—1950 гг.) большое значение отводилось восстановлению и развитию Сталинграда как крупного промышленного центра юго-востока страны. Предстояло не только превзойти довоенные показатели по выпуску продукции, но и произвести техническое перевооружение сталинградских заводов и фабрик, а также ввести в строй действующих ряд предприятий. Объем капитальных вложений на этот период увеличивался до 2 млрд. р.

Коллективу тракторостроителей предстояло полностью восстановить мощность своего завода к 1947 г., обеспечить выпуск гусеничных тракторов СТЗ—НАТИ и к концу 1950 г. дать стране 70 тыс. тракторов. Восстановление завода «Красный Октябрь» планировалось закончить в 1946—1947 гг. и уже в 1948 г. довести производство стали до 375 тыс. т, проката — до 250 тыс. т. Предполагалось восстановить в 1946 г. СталГРЭС на полную его довоенную мощность и обеспечить дальнейшее наращивание мощностей для полного удовлетворения нужд промышленности. Намечалось произвести реконструкцию Красноармейской судоверфи, а также ввести в строй действующих ряд новых предприятий, в том числе заводы нефтяного оборудования имени Петрова, строительных материалов, легкой и пищевой промышленности. В частности, планировалось к концу пятилетки довести выпуск кирпичей до 183 млн. штук в год, извести — 90 тыс. т, алебастра — 60 тыс. т.

Важное значение придавалось жилищному и культурно-бытовому строительству. За пятилетку строители должны были ввести в эксплуатацию 1330 тыс. кв. м жилой площади, 4 больницы на 1370 коек, 5 роддомов на 450 коек, 15 поликлиник, 37 детских яслей, 56 школьных зданий на 35200 мест, 7 кинотеатров, 3 театра, 96 км водопроводной сети, 85 км трамвайных путей и т. д.

Партийная организация призвала трудящихся города развернуть социалистическое соревнование, мобилизовать все силы и перевыполнить задания пятилетнего плана.

Уже в первые послевоенные годы многие предприятия добились замечательных трудовых успехов. Коллектив СталГРЭСа в 1946 г. капитально отремонтировал все основное оборудование и ввел в эксплуатацию самый крупный агрегат, увеличивший мощность станции на 30 тыс. киловатт. Выработка электроэнергии возросла на 21 %, что позволило полностью решить проблему обеспечения электроэнергией промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями 264 рабочих и научно-технических работников, в том числе и старейших энергетиков города И. С. Гончарова и К. И. Колесникова.

Не прекращая строительства судов, Красноармейская судоверфь освоила выпуск новой продукции — нефтекачалок и вагонных деталей. В мае 1946 г. ее коллектив произвел первую нефтекачалку, а в марте 1948 г. был собран уже тысячный агрегат.

Коллектив самого молодого строящегося завода имени Петрова в 1946 г. осваивал выпуск новой продукции — паровых котлов, глиномешалок, оборудования для нефтяной промышленности. И все это делалось главным образом на открытых площадках.

Укрепилась индустриально-промышленная база города. В марте 1946 г. в строй действующих вступил шлакоблочный завод с производительностью 15 тыс. шлакоблоков в день. Это заменяло 100 тыс. кирпичей. В апреле того же года начал выпускать продукцию завод бетонных изделий с производительностью 50 тыс. кв. м железобетонных плит в год.

В 1947 г. 78 предприятий города и 187 предприятий области перевыполнили свои годовые планы по выпуску валовой продукции. В 1948 г. в восстановление Сталинграда в день вкладывалось в среднем 2,5 млн. р., а продукции он производил в день на 3 млн. р. Судоверфь, лесозавод имени Ермана превзошли довоенный уровень производства.

Крупных успехов добились коллективы «Красного Октября», тракторного и других гигантов социалистической индустрии. Осенью 1948 г. на «Красном Октябре» закончилось восстановление мартеновских цехов до их довоенного производства. На заводе выросла плеяда молодых сталеваров-новаторов. Так, бригада Анатолия Серкова зимой 1948 г. дала за сутки 4 плавки, на каждую из которых ушло по 6 часов вместо 8 по норме, а позднее бригада варила сталь за 4 часа 10 минут, опережая график на 5 часов. А. Серкову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Опыт молодого бригадира переняли Сидельников, Скрыпников, Тушканов и другие сталевары. Распространение скоростных методов сталеварения помогло коллективу «Красного Октября» досрочно выполнить задания пятилетки.

За успешное выполнение заданий правительства по восстановлению завода и в связи с его 50-летием Президиум Верховного Совета СССР наградил Сталинградский ордена Ленина металлургический завод «Красный Октябрь» орденом Трудового Красного Знамени.

Знаменательным в развитии сталинградской промышленности стал 1949 год: в октябре основные предприятия не только достигли довоенного уровня, но и превысили его. Тракторозаводцы одержали две значительные победы: 21 октября тракторный достиг своей проектной мощности, а через месяц его коллектив осуществил безостановочный перевод завода на выпуск нового дизельного трактора ДТ-54. К этому времени на заводе действовало более 130 поточных линий, в том числе автоматическая линия, которую изобрел еще в 1939 г. рабочий СТЗ И. П. Иночкин. С 1948 г. на заводе действовал отдел автоматики и механизации во главе с главным конструктором Иночкиным.

За 1948—1949 гг. в Сталинграде вступили в строй действующих 47 новых цехов и 12 новых предприятий. К концу пятилетки в области действовало 596 предприятий, из них в городе находились 140. Промышленность города превысила довоенный уровень на 24%. Производительность труда поднялась за пятилетку на 42% и была на 5% выше общесоюзной.

Сталинград вернул себе славу крупного индустриального центра. Его промышленность выпускала сталь и прокат, тракторы ДТ-54 и сложную нефтеаппаратуру, нефтекачалки и самоходные баржи, башенные краны и медицинское оборудование, моторы и режущие инструменты, мыло и кожу, пиломатериалы и столярные изделия, обувь и трикотаж, химпродукты и многое другое. Необходимо отметить, легкая и пищевая промышленность, и до осады занимавшая небольшой удельный вес в экономике города, в первой послевоенной пятилетке так и не достигла довоенного уровня.

Откликаясь на призыв партийной организации, коллективы предприятий развернули массовое социалистическое соревнование. Как отмечала IX Сталинградская городская партийная конференция, «на 1 ноября 1947 г. по городу насчитывалось 27600 стахановцев и 23277 ударников. Десять тысяч стахановцев уже выполнили годовые и двухгодовые нормы». В конце пятилетки на предприятиях и стройках Сталинграда в соревновании участвовало уже 73 тыс. человек, из них 12 тыс. выполнили по два пятилетних плана.

Более 50% рабочих, трудившихся на его предприятиях и стройках, составляла молодежь. В 1946 г. в Сталинграде насчитывалось 1033 молодежные бригады, объединявшие 9086 человек. В 1948 г. в связи с 30-летием ВЛКСМ Президиум Верховного Совета СССР наградил Сталинградскую городскую комсомольскую организацию орденом Красного Знамени за героизм, проявленный в годы Великой Отечественной войны, и активное участие в социалистическом строительстве.

Широкое развитие получило движение за экономию. Инициатором этого движения выступила бригада кузнецов СТЗ Андрея Белоусова. Почин подхватили коллективы многих заводов, фабрик и строек. В конце 1949 г. в городе насчитывалось 1100 белоусовских бригад. В 1950 г. знатный кузнец А. Я. Белоусов стал лауреатом Государственной премии.

Жилищное строительство. 22 августа 1945 г. Совнарком СССР принял постановление «О мерах по восстановлению г. Сталинграда», в котором наметил конкретную программу восстановительных работ на 1945—1947 гг. В центральной части города, а также в Ворошиловском и Дзержинском районах предполагалось ввести в строй 2015 тыс. кв. м жилой площади, школ на 5400 мест, детских садов на 1680 мест, детских яслей на 1440 мест, больниц на 875 коек, кинотеатров на 2350 мест.

Однако выполнить намеченную программу в указанный срок не удалось. Строительные организации, прежде всего Главсталинградстрои, не справлялись с планом жилищного строительства. За два года, прошедшие после принятия постановления СНК СССР, они выполнили только две третьих плана намеченных работ.

Объясняется это рядом причин. Прежде всего, отсутствовали нормальные условия для строительства: строительные организации не располагали необходимыми механизмами, в частности, экскаваторами, и разработка грунта проводилась вручную, наблюдалась большая текучесть рабочей силы. В 1946—1947 гг. со строек города убыло 32,5 тыс. рабочих, в том числе по одному Главсталинградстрою — около 17 тыс. человек. Фонды строительных материалов, выделяемые правительством на 1945— 1947 гг., удовлетворяли потребности только на 40%.

Планомерному строительству Сталинграда мешала ведомственная разобщенность. Крупные предприятия — тракторный, «Баррикады», «Красный Октябрь», имени Петрова, судоверфь, ГРЭС и другие, располагая большими возможностями, самостоятельно решали жилищную проблему. В 1946—1948 гг. выросли такие поселки, как Горный в Тракторозаводском районе, Мансардный и Северный в Краснооктябрьском, квартал домов Главсталииградстроя у асфальтобетонного завода, кварталы шлакоблочных домов на Козловской улице, в Ельшанке, около завода Петрова, СталГРЭСа, судоверфи. Жилые кварталы строились в Разгуляевке, в Ангарском поселке и других районах. Такая разбросанность давала малый градостроительный эффект.

Как уже говорилось, разработка генерального плана восстановления и развития Сталинграда затянулась. В 1949 г. Комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР утвердил проект детальной планировки северной части города (Тракторозаводской, Баррикадный и Краснооктябрьский районы), а в 1950 г. — проект детальной планировки центральной части Сталинграда. Но и после этого в проекты вносились дополнения и изменения. К тому же проектированием жилых домов и общественных зданий занимались десятки различных организаций города и страны с учетом потребностей того или иного министерства. Общая координация проектирования и строительства отсутствовала. Возводились в основном малоэтажные здания, большую долю занимали финские дома и бараки. С 1945 по 1948 г. строительные организации построили 2145 домов, в том числе трех-четырехэтажных — 54, двухэтажных — 263, одноэтажных каменных — 458, финских домов и бараков — 1370. Центр города по-прежнему лежал в развалинах.

Положение со строительством несколько улучшилось в 1948 г., когда к застройке центральной части города приступили заводы «Красный Октябрь», имени Петрова, начали возводиться административные здания министерства связи, путей сообщения, лесного хозяйства и другие.

В середине 1949 г. областной и городской комитеты партии и исполком горсовета доложили Центральному Комитету ВКП(б) и Советскому правительству о ходе восстановительных работ, о трудностях, которые приходится преодолевать. 9 октября того же года Совмин СССР принял постановление «О мерах по усилению жилищного, коммунального и культурно-бытового строительства в г. Сталинграде», в котором поставил задачу — в ближайшее время переселить всех граждан города из подвалов и другого временного жилья в благоустроенные дома. На жилищное строительство в 1950 г. правительство выделило 160 млн. р. Важнейшими стройками считались вокзал, гостиница, школы, областная партийная школа, детские и лечебные учреждения.

В ноябре 1949 г. горком партии, городской партийный актив обсудили задачи по выполнению постановления правительства и наметили ряд мер: покончить с текучестью рабочей силы, пополнить строительные организации инженерно-техническим составом, расширить индустриально-промышленную базу, шире использовать ресурсы местных строительных материалов и т. п. Усилилось партийное руководство строительством. За 1949—1950 гг. бюро горкома партии обсудило более 100 вопросов, связанных с работой строительных организаций. В ряды строителей влилось более 1 тыс. инженеров и техников. На стройках стала шире применяться механизация. Укрепилась трудовая дисциплина, повысилась профессиональная подготовка. Улучшилась подготовка проектно-сметной документации.

Принятые меры дали положительный эффект. Трест Главсталинградстрой развернул широкий фронт работ в центре города — на улицах Мира, Советской, имени Ленина. Преимущественно возводились многоэтажные здания. Так, по Советской улице строились шесть жилых пятиэтажных зданий. По проекту архитектора В. П. Статун между улицами Краснознаменской и Ленина возводились два больших дома, готовилась площадка для строительства монументального здания Дворца труда по проекту архитекторов В. Н. Масляева и Ф. П. Лысова. Советская улица протяженностью более двух км застраивалась в две очереди: первая включала участок от речки Царицы до Аллеи Героев, вторая — от Аллеи Героев до улицы 13-я Гвардейская. На втором участке закладывались шесть многоэтажных жилых зданий с использованием специального облицовочного кирпича, который не требовал штукатурки фасада, что намного удешевляло строительство.

Особенно большие работы развернулись на площади Павших борцов и прилегающих к ней улицах. Началось строительство крупных общественных зданий — главного почтамта, центральной гостиницы, высшей партийной школы, драмтеатра. В конце 1950 г. здание партийной школы было построено. Высокие темпы строительства обеспечили хорошая организация труда и использование механизмов — башенного крана, транспортеров.

С 1949 г. интенсивно застраивался проспект имени В. И. Ленина. Здесь преимущественно строились многоэтажные здания. Во всех основных районах города сетка улиц была реконструирована, улицы значительно расширены. С 1950 г. деревянное и временное строительство в виде бараков почти прекратилось, за исключением индивидуального сектора. Малоценные строения (финские дома, бараки, построенные ранее) сносились. В 1950 г. было введено в строй около 120 тыс. кв. м жилья.

Многие строители трудились самоотверженно, намного перевыполняя задания. Комсомольско-молодежная бригада под руководством Марии Сагайдак, работавшая на восстановлении заводского поселка «Красный Октябрь», ежедневно перевыполняла нормы на 180—200 %. Скоростной кладкой прославилась бригада каменщиков В. В. Рудницкого. Опыт бригады штукатуров Василия Сычугова получил признание на всех стройках города. В Книгу почета восстановителей города-героя были занесены имена сотен строителей. Среди них каменщик А. С. Кононов, маляр В. Т. Ермаков, столяр И. А. Кудняков, бетонщик М. П. Кротов, экскаваторщик Б. П. Котов, плотник Ф. К. Подшибякин, домохозяйки М. А. Рещева, М. Ф. Родионова, М. И. Солодовникова...

Внедрялись передовые методы труда. Штукатур А. Кутенков разработал скоростной поточно-расчлененный метод штукатурных работ. Механик треста Жилстрой С. Ротов впервые применил метод механического нанесения известково-алебастрового раствора при штукатурке стен и потолков. Опытный инженер-строитель П. А. Ланской предложил перемалывать на специальном приспособлении отходы кирпича, извести, стекла и бетона и из них готовить блоки. Испытания прошли успешно. Стройки получили добротный строительный материал. Инженер-строитель Л. Г. Юзбашев, приехавший в наш город из Ленинграда, рекомендовал вести крупнопанельное строительство жилых домов. П. А. Ланской взялся организовать индустриальное производство панелей из гипсолита (гипс с мелким шлаком). Инициативу инженеров-новаторов поддержал обком ВКП(б). Для начала было решено построить сто одноэтажных домов. Для сборки применялись автомобильные краны. «Через 16 дней, — пишет А. С. Чуянов, — шесть комплексных специализированных бригад закончили сборку 96 домов. Собранные гипсолитовые дома выглядели красиво, особенно после разноцветной покраски их».

По поручению обкома партии опыт строительства гипсолитовых домов получил широкое распространение. Вскоре в центральной части города вырос квартал жилых домов из гипсолита. В нем получили квартиры более 200 семей. Удачным оказался и разработанный архитектором М. П. Шеломовым проект средней школы из гипсолитовых панелей.

Всего за 1949—1950 гг. строительные организации сдали в эксплуатацию 4 пятиэтажных здания, 35 трех-четырехэтажных, 144 двухэтажных, 48 одноэтажных зданий, 8 бараков и финских домов. Кроме того, на основных магистралях и улицах строились десятки зданий в три-четыре этажа и выше.

На 1 января 1951 г. город располагал 1698, 5 тыс. кв. м жилой площади, но почти половина ее приходилась на частный сектор. В 1950 г. в Сталинграде насчитывалось более 400 тыс. жителей. Следовательно, на одного человека в среднем приходилось 4 кв. м жилой площади. Многие горожане жили еще в неблагоустроенных домах, бараках.

Быстрыми темпами в эти годы возрождалась и сеть культурно-просветительных учреждений. В 1950 г. в городе действовали драматический театр и театр музыкальной комедии, 5 дворцов культуры, 40 клубов, 216 красных уголков, 10 кинотеатров и летних площадок, 76 массовых библиотек с книжным фондом 657 тыс. томов, одна городская научно-техническая библиотека.

Дальнейшее развитие получило народное образование и дошкольное воспитание. На 1 января 1950 г. в городе насчитывалось 82 школы на 31900 мест, 89 детских садов, 36 детских яслей, 7 ремесленных училищ, 15 школ ФЗУ. Высококвалифицированные кадры для народного хозяйства готовили медицинский, педагогический, механический и сельскохозяйственный институты. Подготовкой специалистов средней квалификации занимались 9 техникумов и одно педагогическое училище. В высших и средних учебных заведениях обучалось около 10 тыс. человек. С 1949 г. было введено обязательное всеобщее семилетнее образование.

Правительство отпускало большие средства на восстановление здравоохранения и подготовку медицинских кадров. Это позволило превысить довоенные показатели медицинского обслуживания населения. В конце первой послевоенной пятилетки в городе функционировали 19 больниц на 2340 коек, 35 поликлиник, диспансеров, детских консультаций, два детских санатория, один дом ребенка, две санитарно-эпидемиологические станции, 7 малярийных станций. Медицинские учреждения обслуживало около 1,5 тыс. врачей.

Многим учебным заведениям и другим культурным учреждениям приходилось работать в трудных условиях. Так, 22 школы размещались во временно приспособленных жилых зданиях, более 50 детских садов находились в домах-времянках. Ни один институт не располагал оборудованными учебными корпусами, общежитиями. Библиотеки располагались в жилых домах, во времянках.

Таким образом, через 7 лет после окончания крупнейшего сражения, испепелившего город, он был полностью восстановлен со всем комплексом промышленных предприятий, жилищно-коммунальным хозяйством, культурно-просветительными учреждениями. Такое стало возможным только при социалистическом строе.

Обком и горком партии придавали важное значение идеологическому воспитанию трудящихся. Как отмечалось, «Сталинградская правда» издавалась, несмотря на огромные трудности, в течение всей войны. 17 января 1946 г. заработала радиостанция Сталинграда. В эфир понеслись слова, наполненные глубоким смыслом: «Говорит Сталинград!» В апреле 1946 г. возобновился выпуск «Блокнота агитатора» (издание отдела пропаганды и агитации обкома ВКП(б)). В июле 1946 г. в город приехала выездная редакция «Комсомольской правды» (редактор А. Давидьянц). Она выпустила 73 номера, в которых рассказывалось о трудовых подвигах комсомольцев, резко критиковались недостатки. В 1949 г. стала выходить областная комсомольская газета «Молодой ленинец», издание которой было прервано в годы войны.

Культурно-просветительные учреждения Сталинграда воспитывали жителей города-героя в духе советского патриотизма, дружбы народов, способствовали мобилизации их сил на повышение производительности труда, росту социалистического соревнования, досрочному выполнению производственных планов.

Увековечение великого подвига. Решая крупные народнохозяйственные задачи, партийная организация и общественность города-героя уделяли большое внимание изучению истории великой битвы, увековечению подвигов защитников Сталинграда.

Систематическое изучение сталинградской эпопеи началось сразу же после ее завершения. Уже в 1943 г. местное издательство выпустило в свет такие ценные сборники документов и материалов, как «Листовки Сталинградской областной партийной организации» и «Героический Сталинград». Большую работу по подготовке их к печати проделал секретарь обкома ВКП(б) М. А. Водолагин.

По инициативе обкома и райкомов партии велся сбор реликвий Сталинградской битвы — документов, фотографий, советского и трофейного оружия, предметов фронтового быта и т. п. Трофейное вооружение свозилось на стадион «Динамо». 11 февраля 1945 г. в зале заседаний обкома партии открылась выставка «Героический Сталинград».

После войны публикуются статьи, документы. Ряд историков города приступил к разработке различных аспектов темы в диссертационных исследованиях. Особое внимание уделялось выяснению роли областной партийной организации и рабочего класса в великой битве. Увидела свет вторая книга сборника документов и статей «Героический Сталинград». Большой резонанс у общественности вызвали документальные публикации «Зверства немецко-фашистских захватчиков в районах Сталинградской области», «Исторические места и памятники обороны Царицына — Сталинграда». В ноябре 1946 г. в городе проходила межобластная научная конференция работников эвакогоспиталей Астрахани, Куйбышева, Саратова, Сталинграда. В 1948 г. издается книга А. Е. Пожарского «Сталинград».

По решению партийных органов Музей обороны Царицына, вернувшийся из эвакуации, был преобразован в Музей обороны Царицына — Сталинграда. Экспонаты выставки «Героический Сталинград» послужили основанием для создания его фондов. 6 июня 1948 г, состоялось открытие музея, который стал главным центром по сбору и систематизации материалов о битве и ее героях. Бессмертный подвиг защитников волжской твердыни получил широкое отражение в художественных произведениях. «Сталинградская правда» проводила конкурсы на лучшее стихотворение, рассказ и очерк, посвященные героической обороне и восстановлению Сталинграда. На сцене драмтеатра и народных театров с успехом шли пьесы участника битвы драматурга Ю. П. Чепурина «Сталинградцы», «Последние рубежи», «Совесть». За пьесу «Совесть» автор получил в 1951 г. Государственную премию третьей степени. Издавался литературно-художественный альманах «Литературный Сталинград». В начале 1950 г. было организовано Сталинградское отделение Союза советских писателей. В него вошли М. Лобачев, Н. Мызин, Ф. Сухов, Ю. Чепурин.

Тогда же организационно оформилось отделение Союза художников. Вначале оно объединяло четырех человек: А. Васильева, А. Николаева, Ф. Новикова, В. Попова.

Кропотливую работу провела общественность по выявлению и благоустройству могил советских воинов. Временные обелиски и ограды заменяли новыми. Уточнялись и выявлялись имена всех павших защитников города. Над могилами устанавливалось шефство коллективов предприятий, учреждений и учебных заведений. Всего было благоустроено 187 братских могил.

1 февраля 1946 г. на площади Павших борцов состоялось перезахоронение праха сына испанского народа Героя Советского Союза Рубена Руиса Ибаррури. В дни Сталинградской битвы он командовал пулеметной ротой. 24 августа 1942 г. вел героический бой с превосходящими силами противника у разъезда 565-й км и был смертельно ранен. Скончался 2 сентября в госпитале в Средней Ахтубе.

Рубен Ибаррури похоронен вместе с братьями по оружию — Героями Советского Союза В. Г. Каменщиковым и X. Ф. Фаттяхутдиновым. На их могиле установлен памятник-стела с бронзовым рельефом, изображающим коленопреклоненного бойца, целующего знамя.

28 декабря 1947 г. на крутом откосе правого берега Царицы состоялось открытие памятника чекистам. Автор проекта — архитектор Ф. М. Каимшиди. Бронзовая фигура отлита по модели, вылепленной скульптором М. К. Аникушиным. На постаменте — мемориальная доска: «Чекистам, офицерам контрразведки Сталинградского фронта, солдатам и офицерам 10-й дивизии войск НКВД, работникам милиции, павшим при защите города от немецко-фашистских захватчиков».

С 1948 г. велись работы по уточнению линии переднего края обороны, которая проходила по городу в дни уличных боев. В этом большом и важном деле участвовали многие организации и предприятия. Ценные сведения сообщили участники сражения. Передний край обозначили постаментами с мемориальными надписями. На постаментах установлены башни, снятые с боевых танков Т-34. Постаменты сооружены также на месте блиндажа штаба 62-й армии, «острова Людникова», в районе Купоросной балки, где держали оборону войска 64-й армии, на Мечетке, где сражались части народного ополчения, и в других местах. 73 постамента увековечили последний рубеж защитников волжской твердыни. Мемориальными досками отмечены многие исторические места, связанные с гигантской битвой.

Город-герой продолжал привлекать сердца людей всего земного шара. В честь сражения века во многих городах мира возводились монументы и обелиски. Имя Сталинграда присваивалось улицам и площадям, заводам и фабрикам, школам и культурным учреждениям.

К началу 50-х годов свыше 30 городов Франции, включая Париж, имели площади и улицы, названные именем Сталинграда. В Польше имя Сталинграда получило отражение в названиях улиц, площадей и парков 160 городов и поселков. «Я видел «улицу Сталинграда», — писал Илья Эренбург, — в Норвегии, в Италии, в Польше и в Чехословакии. Это рассказ о любви человечества, о памяти человечества, о надежде человечества».

Сокровищницей памяти человечества стал Музей обороны. Сюда со всех концов планеты стекались на вечное хранение многочисленные послания и подарки — грамота президента США Ф. Д. Рузвельта, приветственный адрес жителей Остравы со словами первого пролетарского президента Чехословакии Клемента Готвальда: «Без геройства Сталинграда не было бы нашей свободы», мемориальная доска, надпись на которой гласит: «Сталинграду — благодарная Франция», знамя, вышитое норвежскими женщинами под руководством коммунистки Паулины Фогт: на фоне сталинградских руин встает пурпурное солнце. Золотом горят на знамени слова: «Сталинградская победа зажгла миллионы сердец надеждой и восхищением». В зале подарков зарубежных стран экспонировалась также скульптура чешского скульптора Б. Бенды «Сталинградская победа».

Посетители музея подолгу задерживались у витрины, в которой на алой подушечке хранился Почетный меч — дар английского короля. На лезвии меча на русском и английском языках выгравирована надпись: «Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь, от короля Георга VI в знак глубокого уважения британского народа». Здесь же демонстрировался Почетный щит с надписью «Непокоренному городу», изготовленный лучшими мастерами Эфиопии. Эти подарки выражают главный смысл сталинградской эпопеи.

Редкая делегация, приезжавшая после войны в Советский Союз, не посетила город-герой. В Сталинграде побывали выдающийся чилийский поэт Пабло Неруда и знаменитый американский певец Поль Робсон, общественный деятель Индии Гупта и замечательный аргентинский писатель А. Варела... Взволнованные увиденным и услышанным, они оставляли записи в Книге почетных гостей Музея обороны. Это своеобразный реквием защитникам Сталинграда. Гамма чувств отражена в записях — восторг, благодарность, восхищение, гордость...

Во многих записях зарубежных гостей содержится высокая оценка не только стойкости и мужества защитников Сталинграда, но и трудовых подвигов трудящихся, вернувших к жизни город мировой славы. Прекрасно эту мысль выразил Альфредо Варела: «За короткий срок город возрожден. Я был поражен гигантскими масштабами работ... то, что я увидел здесь, явилось для меня новым открытием в Советском Союзе».

Сталинградская эпопея, ее идейно-нравственное содержание не ограничены во времени сороковыми годами. Это живое, развивающееся духовное наследство, которое оказывало и продолжает оказывать огромное влияние на умы и сердца людей всех континентов. Сталинград был и остается вдохновляющей надеждой всех свободолюбивых народов на освобождение и национальную независимость. Сталинград был и остается эталоном патриотизма и героизма.

Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Предыдущая страница — «Возрождение» Оглавление раздела Следующая страница — «От великих строек до космических кораблей»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования