GISMETEO: Погода по г.Волгоград

На правах рекламы:

Качественное производство наружной рекламы в Ростове-на-Дону с монтажом.

• ремонт балкона киев цена http://balkonpk.kiev.ua

В преддверии грозных испытаний

Заложив фундамент экономики социализма, советский народ приступил к выполнению второго пятилетнего плана. Необходимо было полностью осуществить реконструкцию промышленности, транспорта, завершить коллективизацию сельского хозяйства. Более чем вдвое увеличивались капиталовложения в развитие экономики и социальной сферы нашего края: на развитие промышленности направлялось 1,7 млрд. р., сельского хозяйства — 438 млн. р. Предстояло продолжить реконструкцию заводов «Баррикады», «Красный Октябрь», «Электролес», строительство судоверфи, химкомбината, СталГРЭС, мебельно-ящичного комбината, кожевенного, консервного и других заводов.

Незадолго до XVII съезда партии, 15—20 января 1934 г., состоялась I Сталинградская краевая партийная конференция, делегаты которой представляли 40-тысячный отряд членов ВКП(б) края, более 1/3 из них работали в Сталинграде. 60% коммунистов были рабочие, 31,5% — крестьяне. На XVII съезде ВКП(б) краевую партийную организацию представляли 20 делегатов с решающим и 7 — с совещательным голосом. Делегаты В. В. Птуха, С. О. Викснин, Я. Г. Гольдин, Ф. Ф. Будняк, А. И. Яковлев и другие имели еще подпольный стаж пребывания в партии. 14 делегатов, в том числе В. А. Друян, А. А. Озерянский, Г. Е. Трейдуб вступили в партию в период гражданской войны. В соответствии с решениями XVII съезда началась перестройка работы в партии как в центре, так и на местах. Партийные ячейки преобразовывались в первичные партийные организации.

27 февраля1934 г. Сталинградский горком ВКП(б) в целях совершенствования структуры принял постановление о ликвидации районных партийных организаций. Однако вскоре вскрылась ошибочность данного решения, райкомы в апреле1935 г. восстановили. Самым крупным в Сталинграде являлся Дзержинский район, на территории которого располагались заводы тракторный, «Баррикады», «Красный Октябрь», станция Сталинград-Восточная и вся заполотновская часть города вместе с Разгуляевкой; в партийной организации этого района состояло на учете 50% всех коммунистов города. Естественно, райкому ВКП(б) оказалось не под силу наладить действенную организаторскую работу. Пришлось образовать новые райкомы — Тракторозаводский, Баррикадный и Краснооктябрьский. Структурно городская парторганизация ВКП(б) делилась теперь на семь районных организаций. Реорганизация приблизила партийные комитеты к первичным организациям, к массам, способствовала улучшению организационной и политико-воспитательной работы, повышению руководства хозяйственным и культурным строительством. Вместе с тем зачастую в стиле партийного руководства стало проявляться администрирование, приобретали норму наложение по любому поводу партийных взысканий, кадровая чехарда. Партийные организации необоснованно присваивали себе функции хозяйственных органов.

В годы второй пятилетки особую остроту приобрела пропаганда технических знаний — вводились в строй новые предприятия, росло производство, усложнялись техника, оборудование. С этой целью расширялась сеть техникумов, специальных школ, курсов и кружков.

Комсомольская организация СТЗ приняла решение организовать учебу молодых рабочих — с учетом их общей и технической подготовки, квалификации. После нее сдавшие техминимум должны были обязательно выполнять сменные задания, работать качественно. Эту инициативу поддержали на всех предприятиях города. Возглавили борьбу за овладение массами новой техникой партийные организации. Как сообщила 15 января 1934 г. газета «Труд», на основных промышленных предприятиях Сталинграда социалистический техэкзамен сдали 17500 рабочих; из них на «отлично» — 2000 человек, на «хорошо» — 500. При этом на СТЗ экзамен сдали 10000 рабочих, на «Красном Октябре» — 4000. Из числа сдавших техэкзамен большую половину составили молодые рабочие.

28 февраля 1934 г. в горкоме партии проводилось совещание партийно-комсомольского и инженерно-технического актива по вопросу дальнейшего совершенствования форм и методов технического обучения рабочей молодежи. Сталинградский опыт был одобрен XI Пленумом ЦК ВЛКСМ (март 1934 г.), который объявил текущий год для членов ВЛКСМ и молодых рабочих годом технической учебы. Не отстранялись от учебы и опытные рабочие.

Начальник новосреднесортного цеха металлургического завода «Красный Октябрь» А. М. Воробейчик вспоминал: «Мы приступили к разрешению проблемы кадров... Наш цех мы укомплектовали в основном из молодежи, пришедшей из ФЗУ, и лишь в незначительном количестве из старых кадровиков завода. Эти кадровые рабочие, приходя в цех, сразу повышались на несколько разрядов... Осваивать с этими кадрами новое, неизвестное нам оборудование пришлось мне, единственному инженеру цеха. Мы организовали серьезную теоретическую и практическую подготовку всех рабочих цеха. Ежедневный инструктаж, объяснения характера работы, внимательное отношение к новому человеку, помощь ему — все это вместе взятое помогло нам перевоспитать людей, направить их усилия, мысль и волю в одном направлении: быстрее и лучше, без лишних издержек освоить новую технику, новое оборудование. Мы добивались новых культурных методов работы — это было главное».

Освоение техники, повышение квалификации рабочих способствовало успешному выполнению производственных планов. Три индустриальных гиганта — СТЗ, «Баррикады» и «Красный Октябрь» успешно справились с плановым заданием 1933 г. «Завод «Красный Октябрь», — подчеркивалось в открытом письме крайкома партии, — является сейчас главным поставщиком качественных сталей для нашей авиа- и автотракторной промышленности. Завод из месяца в месяц выполняет свою производственную программу, дает высокие показатели в области производительности труда, снижения себестоимости и снижения брака, заняв во Всесоюзном конкурсе мартенов первое место».

Металлурги «Красного Октября» в большинстве своем понимали, какая ответственная задача возложена партией и правительством на их трудовой коллектив. Требовалась в новых условиях только высококачественная сталь. В текущей пятилетке предусматривалось вложить в реконструкцию предприятия 81 млн. р. Предстояло построить мощный листоотделочный цех на 37 тыс. т, новый мостовой стан на 24 тыс. т тонкого листа, полностью электрифицировать блюминг и листовой цех «1700». Должны были также завершиться строительство и реконструкция мартеновских и других цехов, внутризаводского транспорта. Металлурги добились увеличения съема стали с квадратного метра пода мартеновской печи с 2,6 до 3 т, тогда как в среднем по Союзу этот показатель составлял 2,29 тонны.

Тогдашний директор завода Г. Е. Трейдуб писал впоследствии: «Настоящий подъем я почувствовал после решения ЦК партии о нашем заводе. Еще совсем недавно люди за полчаса до гудка уходили с работы и толпились у проходных ворот. А теперь, когда новая смена приходила, предыдущая еще находилась на своих местах... заводились споры, что пора смену сдавать, что пришло уже наше время работать.

На блюминге был брошен лозунг: «Давать 130 болванок!»

Когда лозунг выдвинули, говорили, что это выдумка, что люди плавают в облаках, действительность не видят. Но вскоре сводка сообщила, что выпущено 117 болванок. Мастер Дегтярев пришел на смену, посмотрел в сводку и сказал:

— Сегодня будет 130...

130 было выдано. Когда пришла следующая смена, ее начальник заявил:

— Еще посмотрим, чья возьмет... ». Также героически, самоотверженно

работали и на других участках. Сталевар И. С. Потапов выпустил без остановки печи на ремонт 480 плавок, перекрыв тем самым норму на 180 плавок. Получил премию.

В августе 1933 г. жюри Всесоюзного конкурса металлургов признало победителем мартеновские цехи завода «Красный Октябрь».

И на СТЗ добились крупного успеха: тракторы полностью стали изготавливаться из отечественных деталей. Выросли свои' квалифицированные кадры. В день открытия XVII съезда ВКП(б), 26 января1934 г. газета «Правда» опубликовала отчет этого коллектива, в котором отмечалось: «На заводе нет теперь недостатка в квалифицированной рабочей силе. Те самые парни и девушки, которые три с половиной года назад пришли из деревень, работают теперь на сложнейшем оборудовании как на привычном и понятном инструменте, спокойно, без поломок, на полную мощность станков, часто при повышенной и даже удвоенной мощности. Станки слушаются их, повинуются им».

Важную роль продолжали играть социалистическое соревнование и ударничество, в январе 1934 г. в Сталинграде состоялся слет ударников второй пятилетки. Активность трудящихся позволила добиться новых успехов в выполнении производственных заданий. Тракторозаводцы выпустили 100-тысячный трактор. 14 апреля газета «За индустриализацию» сообщила: «100000 — есть... В 12 часов дня 12 апреля с конвейера Сталинградского тракторного завода сошел 100-тысячный трактор. Один Сталинградский тракторный осуществил заветную мечту Ленина. Сообщаем о нашей большой радости: в день снятия с конвейера 100-тысячного трактора вышла новая гусеничная машина» СТЗ полностью окупил все затраты на сооружение предприятия (свыше 200 млн. р.). Коллектив досрочно выполнил годовую программу, выпустив 40159 тракторов. Продолжалась реконструкция и на «Баррикадах». В соответствии с решениями январского (1933) объединенного Пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) партком завода стал более тщательно подбирать кадры, заниматься организационными вопросами. На руководящие посты смелее стали выдвигать молодежь из числа специалистов, имевших производственный опыт и получивших высшее образование. По предложению секретаря парткома Макарова секция ИТР разработала новую схему управления заводом, которая была рассмотрена на расширенной конференции инженерно-технического и административно-управленческого персонала. Директор Сальников не принял предложенную схему. Ему дали бой секретарь парткома Макаров, коммунисты Зарайченко, Недосекин, Толонкин и другие. Не убедили директора и на заседании парткома. Решением ВСНХ он был отозван с завода. Директором назначили Д. Ф. Будняка. С его приходом руководящие должности во многих цехах и службах заняли молодые способные инженеры. Шире стал применяться опыт родственных предприятий. И пришли успехи. В мартеновском цехе наиболее высоких показателей добились коммунисты Брагин, Лосев, Поляков, Серединцев, Смирнов, Феофанов; всех их затем избрали парторгами смен и участков. Среднесуточная выплавка стали в мартеновском цехе выросла с 250 до 300 тонн. Мартеновцы выдвинули встречный план. Сначала решили выплавить стали больше на 300 т, потом — на 500 т. А к концу года перевыполнение составило 800 тонн. В 1933 г. мартеновский цех завода «Баррикады» во Всесоюзном соревновании сталеплавильщиков занял третье место.

Впервые за многие годы добились стабильной работы лесопильные заводы. Они выполнили годовой план 1933 г. Значительно улучшили работу многие предприятия легкой и пищевой промышленности.

17 июня 1935 г. исполнилось пять лет со времени пуска СТЗ. ЦК ВКП(б) обратился к тракторостроителям с приветствием. «На вашем заводе развернулись первые бои за овладение передовой американской техникой, — отмечалось в нем. — В упорной борьбе коллектив Сталинградского тракторного завода доказал, что нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять. Проектная мощность завода превзойдена. СТЗ послал на социалистические поля 150 тысяч тракторов». Поздравляя коллектив завода, ЦК ВКП(б) призывал тракторозаводцев неуклонно двигаться вперед, к новым высотам техники и производственной культуры.

ЦК ВКП(б) дал задание тракторостроителям приступить к разработке и производству нового советского трактора на гусеничном ходу. Осенью 1933 г. был готов первый образец гусеничного трактора «Комсомолец», многие детали и узлы в нем были заимствованы из зарубежных конструкций. Первый гусеничный трактор оказался неудачным и недолговечным, развалился через 200 часов работы. Приняли решение создать чисто отечественную конструкцию. По воспоминаниям бывшего редактора заводской газеты «Даешь трактор» Г. П. Гурко, «... в металле были изготовлены три варианта тракторов: сельскохозяйственный, транспортный и тягач. В июле 1935 г. все образцы новых гусеничных тракторов были испытаны под Москвой в присутствии членов ЦК партии и членов государственной комиссии. ЦК ВКП(б) и Советское правительство утвердили к серийному производству на Харьковском и Сталинградском заводах все три варианта наших тракторов. Так сталинградские конструкторы и тракторостроители выдержали экзамены на техническую зрелость».

Трактор СТЗ-НАТИ расходовал на 25% горючего меньше колесного, а мощность имел вдвое большую. Одновременно испытывался образец гусеничного трактора, подготовленный харьковчанами. Показатели сталинградского трактора оказались выше. Он и был рекомендован для внедрения в производство. 15 мая 1937 г. в 23 часа с конвейера сошел трактор № 207036 — последний колесный трактор, выпущенный СТЗ. Потребовалось два месяца на переоборудование и переналадку цехов. А 11 июля 1937 г. завод перешел на выпуск гусеничных машин.

Налаживали выпуск новой продукции также и другие предприятия. Например, завод «Баррикады» наладил изготовление экскаваторов. В рапорте баррикадцев от 9 сентября 1935 г. на имя наркома тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе отмечалось: «Коллективом завода «Баррикады» освоено сложное производство экскаваторов. Собран и пущен первый экскаватор марки нашего завода. Испытания дали хорошие результаты. Этим еще раз доказано, что нет таких машин, которые мы не могли бы производить на своих советских заводах... Выпуск первого экскаватора есть только начало уже подготовленного заводом серийного производства экскаваторов. Заверяем вас, что коллективы завода будут по-большевистски драться за выполнение задания партии и правительства по оснащению нашего социалистического хозяйства этой сложной машиной».

18 ноября 1935 г. рапортовал в ЦК ВКП(б) коллектив завода «Красный Октябрь» о досрочном выполнении годового плана. «Наша радость умножается тем, — указывалось в рапорте краснооктябрьцев, — что в борьбе за успешное выполнение годовой программы закалялась не только высококачественная сталь, но закалялись и росли кадры — этот самый ценный капитал». Краснооктябрьцы обещали до конца 1935 г. выплавить сверх годового плана 50 тыс. т качественной стали и 50 тыс. т проката. Развитию социалистического соревнования, совершенствованию его форм способствовал трудовой подвиг донецкого шахтера Алексея Стаханова. Стахановское движение получило распространение по всей стране и, конечно, на предприятиях Сталинграда. На тракторном заводе стахановцами стали комсомольцы кузнецы Семен Андрианов и Дмитрий Васильев. К ним присоединился обрубщик литейного цеха С. Чалов и другие молодые рабочие. При норме 380 шатунов С. Андрианов отштамповал 732 шатуна, Д. Васильев 27 октября 1935 г. отштамповал 1101 шатун, установил всесоюзный рекорд. 21 декабря он поставил мировой рекорд, отштамповав 1701 шатун. В ноябре 1935 г. Д. Васильев и С. Чалов участвовали в работе Всесоюзного совещания стахановцев. Д. Васильев был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Стахановское движение ширилось день ото дня. Состоявшийся на СТЗ слет новаторов обратился с призывом: «От высоких производственных показателей одиночек — к пролетам и цехам». Крайком ВЛКСМ поддержал этот почин, приняв постановление «О задачах по организации стахановского движения среди комсомольцев и молодежи». А 3 января 1936 г. крайком ВКП(б) отметил в своем постановлении необходимость широкого внедрения стахановских методов работы.

На заводе «Баррикады» станочница комсомолка К. Козинова выполняла сменное задание на 614%. Так же, по-ударному, работали и многие другие рабочие. Бывший начальник конструкторского отдела этого завода, член партии с 1930 г. В. С. Кусмарцев рассказывает: «Уже с января 1936 г. станочники стали перевыполнять сменные задания. Так, например, Лобачев выполнял задание на 250%, Кремнев— на 290%, Вожжин — на 295%, Жуковский — на 300% Анохин — на 375%. Такие высокие показатели стали возможны благодаря овладению рабочими передовой техникой, они явились результатом начавшейся в стране технической и культурной революции... Мартеновцы стали давать слитки в 120 и 145 тонн, а это дало возможность прессовому цеху приступить к изготовлению крупных поковок.

На заводах Круппа (Германия) и Ансальдо (Италия) на механическую обработку крупных ответственных деталей ставились только рабочие с 15—20-летним стажем. У нас же подобные операции выполняли преимущественно молодые производственники. И они достигли самых высоких в Советском Союзе режимов полирования и самой высокой точности обработки длинных пустотелых деталей. Здесь лучшие показатели имели Бусыгин, Шабунин и другие».

На заводе «Красный Октябрь» в два-три раза перевыполняли нормы сталевары К. Г. Черкасов, И. С. Потапов, мастер М. М. Еременко, обер-мастер Ф. А. Гармаш и многие другие. Сталевар печи № 5 И. П. Алешкин добился съема стали 8 т с м2 пода. Таких показателей не имели в Европе.

Характерна для стахановцев тех лет биография сталевара Ивана Яблочкина, пришедшего на завод после ФЗУ в 1931 г. Через пять лет его комсомольская бригада стала одной из лучших в цехе. А затем пришло время рекордов, к которым И. Яблочкин был уже готов. В районных, областных, центральных газетах помещались статьи о работе Яблочкина, его портреты. Но слава не вскружила голову Яблочкину. Он упорно шел от одного рекорда к другому. В начале 1938 г. его бригада сняла 14, 6 т с м2 пода.

На Нефтебазе на ремонте судов стахановец Давыдов выполнял сменную норму на 375%, его товарищи Милованов и Болдырев — на 400%, Перфильев — на 412%, Симоненко—на 450%. Стахановец мебельно-ящичного комбината столяр Грибенщиков в среднем выполнял сменную норму на 200—250%, кузнецы того же предприятия Кузнецов и Коробков — на 300—350%. Машинист Сталинградской железной дороги Н. В. Великанов увеличил межпромывочный пробег своего паровоза с 3900 км по норме до 20300 км.

На СТЗ работал слесарь Иван Иночкин, который прославил родной завод и свой город изобретением первой в мире автоматической линии. Бывший редактор Г. П. Гурков вспоминает: «Проговорили мы с ним (Иночкиным — авт.) до рассвета... Не все тогда понял я из его большой мечты. И он не назвал автоматическую линию, так как в то время слов таких еще не было. Все, кому поверял он свои думы, не верили в их сбыточность, называли фантазией, а брат Яша — колдовством. Лишь в 1939 г. была создана на нашем заводе по идее рабочего человека Ивана Петровича Иночкина первая в мире автоматическая линия из агрегатных станков...

После многих лет злопыхательства буржуазная печать США и Западной Европы начала давать отбой. Американские журналисты, побывав в СССР, писали в газете «Нью-Йорк тайме»: «Еще много неумения... Но советский рабочий ускоряет свою учебу, чтобы стать квалифицированным рабочим, потому что считает, что фабрика, на которой он работает, — его фабрика».

Ряды стахановцев быстро росли. К 1 июля 1936 г. на трех крупнейших заводах их насчитывалось около 10 тыс., в том числе на СТЗ — 3900, на «Баррикадах»— 2085, на «Красном Октябре»— 3800. На СТЗ из 2144 комсомольцев стахановцами стали 785, на «Баррикадах» из 2040 — 546, на «Красном Октябре» из 1094 — 400 стахановцев.

Широкое развитие стахановского движения, организаторская и политическая работа коммунистов на предприятиях способствовали выполнению заданий второй пятилетки. В июне 1937 г. была проведена II областная партийная конференция. В докладе первого секретаря обкома ВКП(б) Б. А. Семенова отмечалось, что выпуск продукции промышленными предприятиями во второй пятилетке увеличился на 74,9%, а по сравнению с 1913 г. — в 6,6 раза. Была осуществлена реконструкция лесозаводов им. Куйбышева (бывший «Электролес»), им. Ермана, продолжено строительство СталГРЭС, судоверфи, химического комбината, мебельно-ящичного комбината и других предприятий.

С 30 июля по 4 августа 1938 г, проходила III областная конференция ВКП(б). На ней с отчетным докладом выступил новый первый секретарь обкома партии А. С. Чуянов. Вскрыв недостатки в работе партийных организаций промышленных, транспортных, сельскохозяйственных предприятий, конференция нацелила партийные организации, всех коммунистов области на дальнейшее улучшение работы. На IV областной партийной конференции, состоявшейся 25—28 февраля 1939 г., были обсуждены тезисы XVIII съезда ВКП(б) и избраны делегаты на съезд. Конференция указала на необходимость быстрейшего завершения реконструкции СТЗ, «Баррикад» и «Красного Октября», предприятий железнодорожного и водного транспорта. Необходимо было окончить строительство заводов стеклотары и лакокрасочного в Камышине, сухого молока в Суровикино, мелькомбината, гидролизного завода, судоверфи в Сталинграде и других предприятий. Предусматривалось расширение энергетического хозяйства, в том числе строительство электростанций мощностью в 12 тыс. кВт на СТЗ, заводах «Баррикады», «Красный Октябрь», на Красноармейской судоверфи. Ввод их в действие планировался на 1941—1942 годы.

Важной вехой в жизни партии и страны стал XVIII съезд ВКП(б), проходивший в марте 1939 г. и принявший третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

В этот период трудящиеся города добились новых успехов, особенно радовал «Красный Октябрь», который 26 марта 1939 г. был награжден орденом Ленина, 5 апреля 1939 г. на предприятии проходил слет стахановцев, принявший обращение ко всем трудящимся области о развертывании социалистического соревновании имени III пятилетки. Краснооктябрьцы взяли обязательство дать в 1939 г. 800 тыс. т стали вместо 770 тыс. по плану, 600 тыс. т проката вместо 586 тыс. по плану, освоить производство шарикоподшипниковой и кислой сталей, вдвое сократить брак, выполнить годовой план по капитальному строительству к 12 декабря.

2 ноября 1939 г. бюро Сталинградского обкома ВЛКСМ приняло постановление об участии комсомольских организаций в развитии массового движения стахановцев за овладение смежными профессиями и переход на многостаночное обслуживание. К тому времени уже был накоплен определенный опыт. Так, на СТЗ на многостаночную работу перешло 500 человек. Комсомольцы Бедин, Котов (из моторного цеха), работая на 4—5 станках, выполняли норму на 300%, Терентьев, Арефьев и другие (из тракторного цеха) работали на 7 станках, выполняя норму на 200 %. Обком ВЛКСМ поставил задачу: сделать движение многостаночников массовым.

28 сентября 1940 г. состоялась III областная конференция ВЛКСМ. На ней обсуждался вопрос об участии комсомольцев и молодежи промышленных предприятий в борьбе за выполнение решений XVIII съезда ВКП(б) и плана третьей пятилетки. Комсомольцы участвовали в борьбе за экономию и бережливость, за наведение чистоты на предприятиях, за повышение производительности труда на основе стахановских методов работы. Далеко не все еще комсомольские организации предприятий добились того, чтобы комсомольцы работали по-стахановски. Необходимо было дальше развивать творческую инициативу молодежи, повышать трудовую дисциплину.

30 ноября 1940 г. бюро обкома ВЛКСМ одобрило и поддержало почин комсомольцев тракторного завода, которые совместно с администрацией взяли конкретные обязательства по экономии металла, топлива, электроэнергии, материалов. При райкомах комсомола создавались комиссии по экономии. С 10 ноября по 10 декабря 1940 г. проводился месячник по сбору металлолома. Первые итоги борьбы за экономию были подведены к 1 января 1941 г.

Почин тракторозаводцев получил одобрение народного комиссара среднего машиностроения В. А. Малышева, который обратился с письмом к комсомольцам СТЗ: «... Завод до последнего времени находится в прорыве, особенно по качественным показателям выполнения плана... Для решения этой задачи нужны самая жесткая дисциплина, беспощадная борьба с бракоделами, всякого рода расхлябанностью, расточительным расходованием рабочего времени, материалов, топлива и энергии».

4 февраля 1941 г. пленум обкома ВКП(б) обсудил вопрос о руководстве Сталинградского и Астраханского горкомов партии работой промышленности и транспорта. В своем постановлении обком отметил, что парторганизации предприятий черной металлургии, химической, судостроительной, соляной; консервной и областной промышленности и промкооперации в основном справились с планом и работали удовлетворительно. Плохо работали железнодорожники Сталинградского узла, речных и рейдовых пароходств, рыбной промышленности, строительных организаций, промышленности стройматериалов и автотранспорта. Обком ВКП(б) обязал парторганизации навести порядок в технологии, производственном планировании, нормировании труда и зарплате. Обращалось внимание на создание более совершенных конструкций машин, освоение новых видов изделий, развитие творчества ИТР и рабочих-рационализаторов. Ставилась также задача усилить партийно-политическую работу среди производственников, резко критиковать расточителей, лодырей, дезорганизаторов. Рекомендовалось руководителям предприятий практиковать проведение экономических и партийно-технических конференций по опыту СТЗ, «Красного Октября» и «Баррикад».

Важное значение в условиях начавшейся в 1939 г. второй мировой войны имел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на 8-часовой рабочий день, семидневную рабочую неделю и запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Партийные организации проводили вокруг Указа большую воспитательную работу среди трудящихся. Однако необходимо отметить, что некоторые положения Указа были сформулированы в духе репрессивной политики сталинизма. За отдельные проступки и нарушения трудовой дисциплины устанавливались несоразмерные наказания, карательные меры.

Существенную роль в улучшении работы промышленности и транспорта в условиях приближающейся войны сыграли решения проходившей 15—20 февраля 1941 г. XVIII Всесоюзной партийной конференции. Сталинградскую партийную организацию представляли семь делегатов с правом решающего голоса. Состоявшееся в марте 1941 г. собрание областного партийного актива обсудило итоги XVIII конференции ВКП(б) и нацелило внимание всех коммунистов на необходимость дальнейшего улучшения работы промышленности и транспорта, на усиление партийного контроля за хозяйственной деятельностью. Все предприятия, цехи, бригады переводились на суточный график работы. Все это способствовало укреплению трудовой дисциплины, сокращению аварий, более ритмичной работе промышленности и транспорта.

Таким образом, в годы второй и третьей пятилеток была проделана большая работа по дальнейшему развитию и реконструкции промышленности и транспорта области. Особенно выросла промышленность Сталинграда, в городе имелось уже 227 предприятий. В 1940 г. производство валовой промышленной продукции в сравнении с 1913 г. увеличилось в 17 раз. Валовой выпуск промышленной продукции в 1940 г. составил 1,2 млрд. р.

Росло и население города. По сравнению с 1926 г. оно выросло в 3 раза и составляло по переписи 1939 г. 445,5 тыс. жителей; к началу Великой Отечественной войны население увеличилось еще на 30—35 тыс. человек.

Серьезные преобразования произошли и в сельском хозяйстве области. В 1940 г. имелось 1674 колхоза, 52 совхоза и 175 МТС. Улучшалось их техническое оснащение; во всех хозяйствах насчитывалось 15,3 тыс. тракторов, 5,5 тыс. комбайнов и 25 тыс. грузовых автомобилей. В 1940 г. посевные площади составляли 4 млн. га, валовой сбор зерновых культур составил 136,4 млн. пудов. В развитии зернового хозяйства важное значение имело движение за 100-пудовый сбор зерна с одного гектара, развернувшееся по инициативе бригадиров комсомольцев Гурова и Козленкова. И все-таки положение в сельском хозяйстве оставалось трудным из-за того, что грубейшим образом нарушались ленинские принципы социалистической кооперации, в том числе принцип добровольности и принцип материальной заинтересованности. Чрезмерно заорганизованное планирование, командно-административные методы руководства сельским хозяйством приводили к грубейшим нарушениям агротехники, сроков проведения пахоты, весеннего сева, уборки урожая. Экономически не заинтересованные в результатах своего труда колхозники, рабочие МТС и совхозов плохо работали на полях, плохо хозяйничали. А это приводило к низким урожаям, к большим потерям продукции при ее транспортировке и хранении. Средняя урожайность зерновых в области составляла 5—7 центнеров с гектара. Низка была продуктивность животноводства.

Вместе с ростом промышленности и увеличением населения развивались городское хозяйство, социальная сфера Сталинграда. В предвоенные годы расширились работы по благоустройству города. 25 октября 1935 г. крайком партии рассмотрел вопрос о разработке и составлении генерального плана реконструкции и строительства Сталинграда, подверг критике позицию ряда специалистов, игнорировавших исторически сложившуюся планировку города. Разработку генерального плана поручили Ленгипрогору. Осуществить разработанный генплан помешала война.

Застройка Сталинграда в 30-е годы проводилась в стиле конструктивизма, с широким использованием железобетона и стекла, ленточных окон. Особенно это заметно проявилось в застройке поселков СТЗ и СталГРЭС, а также в некоторых зданиях центральной части города (Дом книги, Дом обллегпрома и др.). Перед войной велся поиск новых композиционных решений. В планировке зданий стала в разных вариантах проявляться ордерная система с сопутствующими классическими архитектурными элементами. Это получило свое отражение в таких зданиях, как Дома грузчиков, консервщиков, коммунальщиков, летчиков, Дом коммуны, Дом Красной Армии, как здания центрального универмага, гостиницы «Сталинградская» и «Интурист», обкома ВКП(б). Они, безусловно, преобразили облик центральной части города, главных его улиц. Была реконструирована центральная набережная, на которой появились ротонда, рестораны «Метро» и «Маяк», памятник летчику В. С. Хользунову. В 1940 г. жилой фонд Сталинграда достиг 2 млн. м2.

Значительно расширилось в этот период коммунальное хозяйство, в него было вложено 336 млн. р. Протяженность трамвайных путей накануне войны достигла 67 км, пассажиров перевозили 140 трамваев (вместе с вагонами). Система водопровода охватывала шесть городских районов, протяженность ее составила 179,4 км. В Кировском районе действовало два самостоятельных водопровода (в Бекетовке и Красноармейске). Водоснабжение города по сравнению с дореволюционным периодом увеличилось в 25 раз; площадь асфальтированных городских дорог — более чем в 4 раза.

Город страдал от зноя и пыльных бурь. Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) приняли в мае 1935 г. предложение крайкома партии о создании в Сталинграде лесомелиоративной МТС. С ее помощью вокруг города было создано зеленое кольцо протяженностью 45 км и шириной в 2,4 км. Площадь леса в зоне кольца составила 6 тыс. га, фруктовых садов — 1026 га, виноградников — 333 гектара.

Обогащалась культурная, духовная жизнь города. В Сталинграде действовал драматический театр имени Горького, на сцене которого играли такие замечательные актеры, как Е. П. Мязина, Н. А. Покровский, Н. А. Соколов, A. Н. Стешин. Большой популярностью пользовались спектакли театра музыкальной комедии, ТЮЗа, кукольного театра. Город располагал 6 кинотеатрами и 39 клубами. Имелись также областной краеведческий музей, картинная галерея, музей обороны Царицына. В картинной галерее подобралась значительная коллекция полотен таких известных художников, как И. Репин, К. Коровин, B. Суриков, М. Врубель, А. Архипов, А. Иванов, Н. Касаткин, Н. Любимов. Расширилась сеть государственных и профсоюзных библиотек; книжный фонд областной библиотеки имени А. М. Горького насчитывал свыше 200 тыс. томов. В 1936 г. в здании бывшего «Общественного собрания» открылся Дворец физкультуры и спорта.

С 1930 по 1940 г. было построено 60 новых школ, во многих из них имелись хорошо оборудованные учебные кабинеты, спортивные залы, пионерские комнаты, библиотеки. Всего до войны в Сталинграде действовало 125 школ, в которых обучалось 65 тыс. учащихся. В одном из лучших зданий города, в бывшем доме Воронина, 18 мая 1936 г. открылся городской Дворец пионеров и школьников имени И. М. Варейкиса. В июне 1940 г. для ребят была организована малая Волжская речная флотилия.

Значительно увеличилось количество высших и средних специальных учебных заведений. К открытым еще в годы первой пятилетки механическому и педагогическому институтам добавились медицинский и учительский институты. Медицинский институт первый набор произвел в 1935 г., а первый выпуск молодых врачей состоялся в 1940 г, второй — в 1941 г. Перед войной институт перешел на ускоренную подготовку медиков. Последующие два выпуска целиком ушли на фронт. Всего в вузах Сталинграда училось более 5 тыс. студентов. Подготовка специалистов проводилась и в 19 техникумах. Большое значение для народного хозяйства имело создание в 1940 г. системы подготовки трудовых резервов. В Сталинграде были открыты семь ремесленных училищ на 3250 учащихся и восемь школ фабрично-заводского обучения на 4180 учащихся.

Серьезное внимание уделялось развитию здравоохранения; расширялась сеть поликлиник, амбулаторий, диспансеров, женских и детских консультаций, медпунктов, аптек. В 1940 г. в городе имелось 13 больниц на 2925 коек и около тысячи врачей.

Громадную организаторскую работу в годы второй и третьей пятилеток проделала Сталинградская областная партийная организация, насчитывавшая на 1 января 1941 г. 57657 коммунистов; в разные годы ею руководили видные партийные работники, например, Б. П. Шеболдаев, В. В. Птуха, И. М. Варейкис, Б. А. Семенов, П. И. Смородин, председателями облисполкома были С. М. Кузнецов и Р. С. Семенов, большим авторитетом у трудящихся пользовались коммунисты директора заводов Д. Ф. Будняк, Я. Л. Соломонов, Г. Е. Трейдуб, управляющий Сталэнергостроя С. З. Ерман, секретари райкомов партии И. Б. Понеделка, И. В. Анфилатов, А. А. Нестеров и многие другие. В период сталинского лихолетья все они были арестованы и обвинены во враждебной деятельности против партии и Советской власти. Только в 1937—1938 гг. по политическим мотивам в области подверглись исключению из партии свыше 1000 коммунистов, почти все они оказались в тюрьмах и лагерях — от Колымы до Магадана и Норильска. Какие такие преступления могли совершить член партии с 1914 г. Б. П. Шеболдаев, уничтоженный 30 октября 1937 г., член партии с апреля 1916 г. В. В. Птуха, расстрелянный 25 апреля 1938 г., член партии с 1913 г. И. М. Варейкис, погибший в ноябре 1939 г., член партии с 1907 г. Б. А. Семенов, погибший 29 октября 1937 г., член партии с мая 1917 г. П. И. Смородин, соратник Кирова, расстрелянный 25 февраля 1939 года? Все они были истинными большевиками, стойко боролись за дело рабочего класса, являлись представителями ленинской гвардии.

Уничтожение многих тысяч коммунистов, в большинстве своем партийных и хозяйственных руководителей вызвало, образно говоря, кадровый голод. По существу заново пришлось формировать в нашей области партийно-хозяйственный, управленческий аппарат. Только с июля 1937 г. по июль 1938 г. на руководящую работу было выдвинуто 1847 человек, в том числе на партийную — 853, на советскую — 464 и на хозяйственную — 530. Безусловно, многие из них не имели достаточных способностей, опыта. В преддверии грозных испытаний, надвигавшихся на страну, партия оказалась серьезно ослабленной.

И, тем не менее, обозревая период 20—30-х годов, необходимо сказать, что в Сталинграде, как и во всей стране, были осуществлены в это время коренные общественные социалистические преобразования. Упорным героическим трудом народа под руководством партии большевиков и ее ЦК в эти годы закладывался фундамент социализма. Перед войной Советский Союз по выпуску промышленной продукции стал первым в Европе и вторым (после США) в мире. Громадную роль в этом сыграла индустриализация, которая проходила в тяжелейших условиях. Приходилось отказывать себе во всем, экономить каждую копейку. Магнитка, Сталинград, Челябинск, Комсомольск-на-Амуре, Турксиб, Днепрогэс — воистину этапы большого пути, обеспечившего стране экономическую самостоятельность. Не менее значительными были коллективизация, культурная революция.

И опять же отметим, что, строя первое в мире социалистическое общество, призванное по сути своей сделать его членов счастливыми, генсек, да и ЦК партии, допустили серьезные отступления от ленинских принципов. Особенно ярко это проявилось при осуществлении коллективизации — «революции сверху при поддержке снизу». Администрирование, волевые методы, произвол, допущенные по отношению к крестьянству, привели к тому, что потенциальные возможности социалистических форм хозяйствования на селе оказались в значительной степени неиспользованными, что был извращен сам принцип социальной справедливости. Все это скажется впоследствии на экономике страны самым печальным образом.

Справедлива оценка этого периода, данная М. С. Горбачевым в докладе «Октябрь и перестройка: революция продолжается» 2 ноября 1987 года: «Подводя общий итог периоду 20—30-х годов после Ленина, можно сказать так: мы прошли трудный, полный противоречий и сложностей, но большой и героический путь. Ни грубейшие ошибки, ни допущенные отступления от принципов социализма не могли свернуть наш народ, нашу страну с того пути, на который она встала, сделав свой выбор в 1917 году. Слишком велик был импульс Октября! Слишком сильны были идеи социализма, овладевшие массами! Народ почувствовал себя участником великого дела, начал пользоваться плодами своего труда. Его патриотизм приобрел новое, социалистическое содержание. И это со всей силой проявилось в суровых испытаниях Великой Отечественной войны 1941—1945 годов».

Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Предыдущая страница — «Даешь встречный!..» Оглавление раздела Следующая страница — «Все для фронта, все для победы»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования